Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

Информация
Содержание
  1. Проверка концентрации
  2. Чем можно померить плотность электролита
  3. Как измерить уровень электролита в аккумуляторе
  4. Почему может повыситься или понизиться плотность электролита
  5. Принцип работы аккумуляторной батареи
  6. Что такое ареометр
  7. Принцип работы
  8. Сфера применения
  9. Когда стоит поменять батарею и не выполнять ее ремонт и попытки зарядки?
  10. Необходимость зарядного устройства
  11. Как понизить плотность АКБ
  12. Доливка жидкости
  13. Модели ареометров для электролита
  14. Техника безопасности
  15. Как пользоваться ареометром и что при этом нужно учитывать
  16. Что такое ареометр
  17. Что такое ареометр?
  18. Ареометр ИП-1
  19. Прибор Орион АР-2
  20. На что влияет плотность?
  21. Уровень и плотность электролита — два важных фактора хорошей работы батареи
  22. Измерение
  23. Принцип работы
  24. Можно ли повысить минимальную плотность
  25. Обнаруживаемые неполадки
  26. Советы и тонкости
  27. Как работает ареометр
  28. Повышение плотности

Проверка концентрации

Чтобы правильно пользоваться ареометром для АКБ и сохранить достоверность результатов, следует учитывать некоторые важные нюансы:

  • Соблюдением техники безопасности не следует пренебрегать. Попадание кислоты на кожу станет причиной возникновения ожога, а в случае попадания на одежду приведет ее в негодность для дальнейшего использования.
  • Измерение плотности электролита в аккумуляторе ареометром важно проводить правильно — так, чтобы исключить соприкосновение поплавка с краями емкости (корпуса). В противном случае он может «залипнуть» и показания будут недостоверными.
  • Будьте осторожны при взаимодействии с тосолом. Некоторые производители используют в составе опасный компонент – этиленгликоль, который (в отличие от пропиленгликоля) очень ядовит и при длительном воздействии на кожу может привести к ее серьезному повреждению.

Знание о том, как пользоваться плотномером для электролита правильно, позволит самостоятельно проверять уровень кислотности в аккумуляторе. Что в совокупности с грамотной ее корректировкой продлит жизнь вашего квадратного друга на долгие годы.

Чтобы добиться максимально точных результатов замеров, выполните ряд подготовительных действий:

  1. Очистите от пыли и грязи поверхность корпуса, где расположены пробки. Задача – избежать попадания мусора внутрь после выкручивания крышек.
  2. Зарядите аккумуляторную батарею до максимума.
  3. В холодный период года аккумулятор придется снять с автомобиля, занести в теплое место и дать корпусу прогреться до комнатной температуры.
  4. Перед подзарядкой выверните пробки и убедитесь, что пластины каждой секции полностью погружены в кислотный раствор. При необходимости долейте дистиллированную воду и произведите зарядку.

Оптимальный уровень электролита над пластинами – 15 мм, минимальный – 1 см. Проверить несложно: опустите в колодец тонкую стеклянную трубку, закройте с другого конца пальцем и вытащите наружу. Высота столба жидкости в трубке покажет реальный уровень над банками.Из инструментов потребуется специальный прибор для измерения плотности – ареометр.

Перед измерениями установите источник питания на ровную поверхность либо закрепите в штатном кронштейне автомобиля. Выкрутите все крышки – поскольку секции разделены глухими стенками и не сообщаются между собой, мерить придется в каждом колодце отдельно. Правильно проверить плотность кислотного раствора поможет шкала ареометра – большинство производителей ставят на ней минимальную и максимальную отметку.

Опустить прибор ареометр прямо в банки аккумулятора не представляется возможным, потому придется откачать немного электролита и проверить его плотность. Помните, что каждая банка аккумулятора работает независимо друг от друга, поэтому измерить плотность жидкости придется для всех присутствующих рабочих пространств.

  • убедитесь, что трубка не расплавится под влиянием агрессивной среды — кислоты из аккумулятора;
  • вставьте часть трубки в банку, чтобы жидкость набралась внутрь и осталась на одном уровне во всей банке;
  • закройте пальцем верхнее отверстие трубки, поднимите набранную жидкость и слейте ее в колбу;
  • повторите этот процесс необходимое количество раз, чтобы получить нужное количество жидкости;
  • далее в колбу нужно опустить ареометр, дождаться его выравнивания и посмотреть на цифру, которая находится на линии поверхности жидкости;
  • эта цифра и будет означать плотность электролита в вашем аккумуляторе, которую вы ищете;
  • далее следует проделать эту процедуру со всеми банками аккумулятора, чтобы получить достоверную картину состояния батареи.

Будьте осторожны, выполняя эту процедуру, ведь вам придется работать с агрессивной кислотой, которая не должна попадать на участки кожу, в глаза или рот человека. Если даже небольшая частица попадет на вас, неприятные последствия вам гарантированы. Рекомендуем обезопасить себя качественными перчатками, устойчивыми против кислоты, а также хорошей колбой, которая не расплавится от воздействия агрессивных веществ.

Автомобильный аккумулятор работает без перебоев и проблем, если плотность электролита при 25 градусах по Цельсию равна 1.28 г/см3. Это значение имеют все новые батареи, которые не работали на автомобилях и обладают заводской сертификацией. Если же плотность в одной из банок ниже, можно предположить, что в этой части аккумулятора произошло короткое замыкание, свинцовые пластины прикоснулись друг к другу, что вызвало поломку аккумуляторной батареи. Если плотность жидкости ниже нормы во всем аккумуляторе, это свидетельствует о таких возможных проблемах:

  • батарея глубоко разряжена, она не может дальше выполнять свои функции в полноценном режиме;
  • аккумулятор прошел через стадию сульфитации, получил определенные проблемы в химической реакции;
  • батарея прошла через чрезмерный износ при отказе генератора и работе двигателя только на аккумуляторе;
  • АКБ просто устарела и нуждается в замене по причине слишком высокого возрасте и большого износа;
  • автомобильный аккумулятор был произведен изготовителем, который не проверяет качество продукции;
  • перед вами не заводской аккумулятор, а подделка, которая не предоставляет особой надежности.

Любые проблемы можно решить, а самым популярным решением задачи слишком малой плотности электролита является зарядка аккумулятора. Если получится повысить плотность путем зарядки, значит АКБ еще сможет определенное время послужить. После зарядки несколько снижается уровень электролита в банках, потому может понадобится доливка дистиллированной водой после выполнения нескольких этапов заряда.

Чтобы знать, как правильно измерять уровень электролита, важно помнить — любая АКБ работает по цикличному принципу. Вначале она осуществляет накопление заряда внутри, а затем, при запуске двигателя, начинает его постепенно отдавать автомобилю, приводя его в движение. При отдаче заряда аккумулятором кислота выделяет те самые сульфаты (соли), оседающие на пластины «банок». А в «банках» происходит образование воды. Это приводит к тому, что уровень электролита значительно снижается.

Что потребуется сделать в данном случае:

  • когда уровень плотности выше требуемого, нужно разбавить электролит дистиллированной водой;
  • когда плотность снижается, батарея срочно нуждается в полноценной зарядке в течение, как минимум, 10-12 часов.

Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

Технические требования по плотности электролита могут существенно отличаться для кислотных аккумуляторов, эксплуатируемых в различных климатических условиях.

Необходимость в поддержании концентрации серной кислоты в электролите на более высоком уровне обусловлено опасностью замерзания жидкости при низких температурах воздуха. Полностью заряженный аккумулятор должен обладать плотностью смеси 1,27 – 1,28 г/см3. Тогда он легко переносит морозы до минус 70 градусов.

При падении плотности до 1,20 г/см3 жидкость гарантированно превратиться в лёд уже при температуре минус 30 градусов. В результате кристаллизации, жидкость значительно увеличивается в объёме, поэтому при эксплуатации машины в зимний период необходимо тщательно следить за тем, чтобы аккумулятор был полностью заряжен.

Плотность
электролита (г/см3)
Степень
заряженности (%)
Замерзание
электролита (С)
1,27 100 -60
1,26 94 -55
1,25 87,5 -50
1,24 81 -46
1,23 75 -42
1,22 69 -37
1,21 62,5 -32
1,2 56 -27
1,19 50 -24
1,18 44 -18
1,17 37,5 -16
1,16 31 -14
1,15 25 -13
1,14 19 -11
1,13 12,56 -9
1,12 6 -8
1,11 0,0 -7

Летом исключается вероятность образования льда внутри банок аккумулятора, но в обслуживаемых аккумуляторных батареях плотность может произвольно повышаться за счёт испарения воды.

Эксплуатация АКБ с повышенной концентрацией электролита приводит к существенному снижению эксплуатационного срока батареи, вследствие более агрессивного воздействия кислотосодержащей жидкости на сепараторы. Чтобы избежать подобных негативных последствий, в обслуживаемых моделях, следует производить регулярный контроль уровня электролита в летний период и при необходимости разбавлять смесь дистиллированной водой.

Если плотность электролита необходимо замерять регулярно, то без ареометра не обойтись. Осуществляется процедура замера следующим образом:

  1. Выкручиваются пробки аккумуляторной батареи.
  2. Узкая часть вводится в банку.
  3. Груша, находящаяся в верхней части прибора, сжимается. Затем необходимо отпустить резиновую верхнюю часть, чтобы образовавшееся отрицательное давление способствовало наполнению резервуара измерительного прибора кислотосодержащей жидкостью.

Определяется концентрация электролита по его уровню на градуированной шкале поплавка. Таким несложным методом производится измерение в каждой банке аккумуляторной батареи.

Необслуживаемые аккумуляторы не имеют в своей конструкции закрываемых технологических отверстий. Это означает, что производителем не была предусмотрена возможность самостоятельного измерения плотности электролита в течение всего срока службы АКБ.

Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

Для умельцев такая особенность конструкции необслуживаемого аккумулятора не является непреодолимой преградой на пути улучшения состояния устройства, в работе которого наблюдаются значительные отклонения от нормы. Они превращают необслуживаемую модель аккумулятора в обслуживаемую при помощи дрели, которым в середине каждой банки делаются отверстия значительные отверстия.

  1. Аккумулятор (АКБ) авто проверяется с использованием очков для защиты глаз и резиновых перчаток. Раствор электролита — агрессивная кислота, которая вызывает ожоги при попадании на тело.
  2. Уровень плотности аккумуляторной батареи машины должен измеряться после визуальной проверки устройства.
  3. Производится очистка клемм аккумулятора от окислений и загрязнений. Необходимо воспользоваться специальной железной щеткой или мелкозернистой наждачной бумагой.
  4. Прежде чем померить значение плотности жидкости в автомобильной батарее, надо убедиться в наличии электролита в банках. Если объем вещества снижен, потребуется добавить в устройство дистиллированную воду.
  5. При необходимости осуществляется демонтаж аккумулятора. От устройства отключаются клеммы и производится демонтаж фиксирующей пластины.
  6. Перед отключением аккумулятора в автомобиле деактивируется система зажигания, предварительно отключается работа электрооборудования и приборов.
  7. Батарею протирают влажной и чистой тряпкой, чтобы не допустить попадания пыли в банки с электролитом.
  1. Первый способ — по максимальной и минимальной отметке — уровень электролита должен быть между ними.
  2. Для второго варианта проверки пользователю необходимо открыть отверстия, в которых установлены банки и осмотреть все по отдельности. При этом следует учитывать, что объем электролита одинаковый в каждом отверстии (10-15 мм над пластинами).
  3. Чтобы замерить этим способом нужно подготовить стеклянную трубочку, внутренний диаметр которой не превышает 5 мм. Затем открутить крышку на аккумуляторе и опустить трубку внутрь, пока она не упрется в предохранительный щиток. После этого закрыть наружное отверстие пальцем и достать трубочку. Уровень электролита в ней и является замеряемым параметром.

Чем можно померить плотность электролита

Замерить концентрацию электролита можно с помощью медицинского шприца объёмом 10 см3 и точных цифровых весов. Работа выполняется следующим образом:

  1. Пустой шприц без иглы кладётся на весы и показания измерительного прибора записываются в блокнот.
  2. На шприц одевается тонкая резиновая трубка, которая опускается в одну из банок аккумулятора.
  3. В шприц набирается ровно 10 мл кислотосодержащей жидкости.
  4. Шприц, без резиновой трубки, кладётся на весы и результат измерения снова записывается.
  5. Производятся несложные арифметические вычисления:
  6. Из массы шприца с электролитом вычитается масса пустого медицинского изделия.
  7. Получившееся значение делится на 10.

В результате получится точное значение плотности в одной банке. Таким образом нужно измерить этот показатель во всех банках.

Каждый раз осуществлять измерение таким образом невыгодно ни по затраченному времени, ни по удобству выполнения процедуры. Намного удобнее и проще произвести измерение плотности кислотосодержащей жидкости аккумулятора с помощью ареометра.

Он состоит из специальной колбы с находящимся внутри поплавком. Внутренняя деталь поплавка имеет свинцовую огрузку поэтому при закачивании в ёмкость жидкости, эта деталь устанавливается строго в вертикальном положении. На поверхности поплавка имеется градуированная шкала, по которой можно узнать точное значение плотности электролита аккумулятора.

Как измерить уровень электролита в аккумуляторе

  1. Первым делом начать нужно со сборки самого прибора. Поплавок помещается в стеклянную колбу, с одной стороны которой надевается груша, а с другой наконечник и пробка.
  2. Далее следует набрать жидкость в колбу. Сжать грушу, постепенно ослабляя хватку. Результатом должен стать спокойно плавающий в жидкости в вертикальном положении поплавок.
  3. Считать значение по шкале, в том месте, где прибор соприкасается с жидкостью.
  4. Конечным пунктом станет обязательная промывка устройства. Это не позволит ошибаться показаниям при дальнейшей эксплуатации прибора.

Нельзя игнорировать меры осторожности в обращении с электролитом, так как серная кислота опасна для здоровья!

Плотность электролита, в качестве которого используется раствор серной кислоты, в АКБ измеряется в г/см3. Она зависит от концентрации самого раствора, а также от степени заряда аккумулятора, так как при разрядке батареи некоторое количество серной кислоты перемещается в пластины и плотность снизится.

По этой причине плотность АКБ необходимо измерять при температуре около 25 °С и с полным зарядом аккумулятора. В новой заряженной батарее она должна составлять 1.28±0.01 г/см3. В зависимости от климата и сезона, показания могут меняться. Нормативные показатели плотности кислот и щелочей, используемые в качестве электролита, составляют от 1,22 до 1,29 г/см3 при температуре от 20 до 30 °С.

По мере разрядки аккумулятора плотность будет снижать показания. При разряде АКБ в половину показательно плотности будет около 1.20±0.01 г/см3. При полной разрядки плотность составит не более, чем 1.10±0.01 г/см3.

Принцип действия прибора основан на законе Архимеда, а плотность электролита определяют по глубине погружения ареометра (объему жидкости, вытесненной им), и весу устройства.

Ареометр для измерения электролита

Прежде чем проверять уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, надо учитывать следующие правила:

  • батарея должна быть выставлена на ровной поверхности;
  • температура аккумулятора должна составить около 20-25 градусов тепла;
  • замер уровня плотности производится не в одной, а во всех банках;
  • проверка рабочей величины осуществляется не раньше, чем через десять часов с последней поездки либо через три часа после подзарядки;
  • аккумуляторную батарею необходимо предварительно зарядить.

Подробнее о том, как для измерения уровня плотности пользоваться ареометром:

  1. На отключенном аккумуляторе откручиваются все банки.
  2. В одну из банок концом вставляется ареометр, на другом его конце располагается груша, с ее помощью делается забор жидкости. Её в устройстве должно быть столько, чтобы его поплавок свободно болтался в емкости.
  3. Производится определение уровня плотности в соответствии с показаниями на шкале тестера. Полученные параметры записываются.
  4. Диагностика параметра плотности повторяется для каждой банки. Все полученные параметры сопоставляются с нормированными значениями, указанными в таблице.

Плотность аккумулятора рекомендуется проверять не реже, чем каждые 15-20 тысяч километров пробега.

  • зеленый цвет указывает на то, что с аккумулятором все в порядке, уровень электролита и заряд в норме;
  • белый — сообщает о слабом заряде и необходимости подключить зарядное устройство;
  • если же индикатор красного цвета, то это значит, что кислотность электролита повысилась, а уровень воды понизился.

Шкала индикаторов на аккумуляторе

Проверить уровень и плотности рабочего раствора на аккумуляторах без индикатора можно, следуя такому алгоритму:

  1. С краю, на крышке с помощью дрели и отверстия небольшого диаметра просверливается шесть небольших отверстий. Через них пользователь сможет получить доступ к каждой банке, поэтому расстояние между ними должно быть соответствующее. Перед сверлением автовладелец должен протереть аккумулятор.
  2. Визуально производится проверка уровня жидкости и ее добавление при необходимости. Для восполнения объема применяется дистиллированная вода. Используя ареометр, выполняется диагностика плотности рабочего раствора.
  3. После проведения проверок пользователю потребуется восстановить герметичность. Для этого можно использовать силиконовый герметик или холодную сварку. Для того, чтобы при выполнении задачи материал не попал внутрь батареи, следует выпрямить часть пластика, продавленного при изготовлении отверстия. Это можно сделать с помощью самодельного металлического крюка.

Если корпус аккумуляторной батареи поврежден, на устройство больше не будет распространяться гарантия. Если в ходе выполнения пользователь допустит ошибку, то ресурс эксплуатации будет снижен. К примеру, грязь, попавшая в банки, снизит срок службы и разрушит пластины, установленные внутри.

Замерив электролит таким образом, герметичность элемента питания можно восстановить при помощи силиконового герметика. Чтобы при проведении герметизации вещество не попало внутрь аккумулятора, рекомендуется с помощью самодельного проволочного крючка попытаться выпрямить часть пластмассы, которая была продавлена в процессе изготовления отверстия.

  1. Из проблемной банки с помощью груши удаляется максимально возможное количество электролита.
  2. В банку заливается свежая кислотосодержащая смесь.

Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

Если в результате подобных действий в банках не происходит достаточного увеличения плотности, то процедуру следует повторить.

Плотность снижает показатели на 0,01 г/см3 от нормы, когда аккумулятор разряжен на 5 процентов. Частая подзарядка может навредить работе устройства, поэтому нормализовать плотность жидкости можно при помощи дистиллированной воды.

Одной из разновидностей ареометра для автомобилистов является прибор с набором поплавков разной массы и с идентичным объемом в стеклянном сосуде. Каждый из них оснащен одной меткой. Принцип этого механизма в том, что поплавок с наиболее близким значением всплывет, когда как остальные утонут.

Таким образом, во время разряда плотность электролита падает, при полном разряде между пластинами фактически остается дистиллированная вода, а во время заряда она возрастает. Тогда почему падает плотность раствора в аккумуляторе со временем, если эти процессы зеркальны?

Причина в том, что сульфат свинца, образующийся при разряде аккумуляторной батареи, не всегда полностью расходуется в ходе заряда. Особенно это заметно на морозе и после длительного пребывания батареи в разряженном состоянии: пластины покрываются сначала белыми разводами крупнокристаллического сульфата свинца, а затем эти кристаллы постепенно осыпаются вниз и в дальнейшей реакции, проходящей при зарядке, практически не участвуют.

Поэтому сульфатация пластин аккумулятора является однозначно вредным явлением. Снижается емкость аккумулятора, прочность пластин, а из-за падения плотности электролита батарея хуже набирает заряд: чем ниже плотность раствора, тем хуже проводимость. Полностью разряженный аккумулятор практически не принимает заряд – сопротивление электролита между его пластинами слишком велико.

Однако плотность может со временем и вырастать. Так как электролит – это не чистая серная кислота, а ее водный раствор, то при зарядке АКБ протекает еще одна реакция: банальный электролиз воды, малозаметный в начале цикла, но к концу идущий по нарастающей. Поэтому старые рекомендации по заряду обслуживаемых АКБ советовали дождаться «кипения» аккумулятора – резкого роста выделения кислорода и водорода в банках.

При покупке ареометра нужно обратить внимание на следующее:

  • Диапазон шкалы (максимум и минимум) должен соответствовать конкретной ситуации. Стандартный диапазон измерений для домашних виноделов находится в пределах от 0,990 до 1,120. Например, для того чтобы достичь содержания алкоголя в вине 12%, следует начать брожение с удельной плотностью 1,090.
  • Для каких жидкостей предназначен виномер? Как пользоваться прибором, указано в прилагаемой инструкции.
  • Некоторые ареометры могут измерять лишь удельную плотность, но большинство измеряет также потенциальный процент алкоголя и содержание сахара.
  • Должна быть указана температура, при которой откалиброван виномер, как пользоваться формулами преобразования удельной плотности на основании температуры пробы (наиболее распространенная температура калибровки равна 15 °C).
  • Соответствует ли размер прибора размерам мерного цилиндра.
  • Есть ли защитный футляр (ареометры очень хрупкие).

вот так выглядит этот прибор

  • Немного теории.
  • Ареометр (греч)— в физике так называется прибор, который служит для определения плотности, а следовательно и удельного веса тел.
  • Устройство Ареометра основано на гидростатическом законе, по которому каждое тело плавает в жидкости столь глубоко погруженным в неё, что вес вытесненной им жидкости равен весу всего плавающего тела (в данном случае под телом подразумевается ареометр).

Для автомобилистов практическое значение имеет ареометр автомобильный для измерения плотности электролита и тосола. Ареометр плотности электролита на какое-то время уходил в тень, виною тому была мода на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы.

Однако в последнее время производители аккумуляторов вновь вернулись к частично обслуживаемой схеме (аккумуляторы с крышечками для контроля и долива электролита) т.к. вынуждены признать большую практичность такой схемы.

Вмести с частично обслуживаемыми аккумуляторами вернулись и ареометры для электролита.

Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.С помощью баллона в верхней части ареометра через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.

  1. Проводим замеры.
  2. Измерил выборочно 2 банки

Почему может повыситься или понизиться плотность электролита

Изменение концентрации электролита может произойти по следующим причинам:

  1. При изменении уровня заряженности батареи (прямая корреляция).
  2. При негерметичном корпусе аккумулятора. Если в нем есть трещины или пробки плохо прикручены, то будет уходить жидкость и при доливке дистиллированной воды плотность будет снижаться.
  3. Добавление электролита вместо дистиллированной воды, при испарении жидкости в летнее время (увеличение плотности).
  4. Неправильно приготовленный электролит. Наиболее часто такая ситуация может возникнуть при самостоятельном добавлении кислоты в воду.
  5. Интенсивное испарение воды из банок в летний период.

Как правило, установить причину изменения концентрации электролита в домашних условиях не составляет большого труда, но чтобы правильно определить величину такого отклонения, необходимо знать, какое значение является эталонным.

Принцип работы аккумуляторной батареи

Основным методом для поднятия плотности электролита можно назвать зарядку аккумулятора. Все дело в том, что часто низкая плотность обозначает низкий заряд батареи. Поэтому в такой ситуации проще всего поставить ее на зарядку. Лучше всего для этого использовать автоматическое зарядное устройство. Не стоит проверять плотность сразу после окончания зарядки. Нужно выждать пару часов, чтобы получить максимально точные результаты.

Если это не помогает, то можно попробовать добавить электролит. Но это нужно делать только при совсем низкой плотности. После этого обязательно проверьте плотность. Особое внимание обращайте на цвет жидкости. Она должна быть прозрачной.

Заключение

. Если у вас разрядился аккумулятор, то лучше всего проверить его состояние. Для этого имеются специальные приборы. Далеко не все водители знают, как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром. Поэтому часто из-за неправильного замера выкидывают еще рабочую батарею, либо ездят на неисправном элементе.

Чтобы измерить плотность жидкостей внутри аккумулятора, есть специальный прибор — ареометр. Он выглядит как большая пипетка, внутри которой находится рабочее тело с нанесёнными на него измерительными шкалами. Одна из них позволяет измерять плотность электролита, другая — уровень тосола.

Устройство ареометра простое, он состоит из таких частей:

  • Колба для забора жидкости.
  • Резиновая груша, создающая внутри отрицательное давление, всасывающее электролит.
  • Рабочее тело со стеклянным поплавком, измерительной шкалой и балластом, который позволяет ему оставаться на плаву.

Чтобы измерить ареометром плотность, нужно осуществить несколько простых действий. Стоит заметить, что все процедуры следует проводить при температуре, близкой к значениям комнатной. Если аккумулятор до этого был на морозе или под воздействием жары, лучше дать ему постоять до того момента, когда он нагреется или, наоборот, остынет. Это необходимо для того, чтобы снять как можно более точные показатели: температура сильно влияет на величину плотности жидкости.

Принцип правильного использования прибора:

  1. Сборка. Плавающее тело со шкалой помещается в заборную колбу, к которой подсоединяются груша и пипетка.
  2. Далее нужно сжать грушу, погрузить пипетку в жидкость и набрать в неё небольшой объём электролита.
  3. Считать показатели.

Шкала прибора, как правило, выполнена так, что разберётся в его показателях любой человек. В случае с измерением уровня электролита данные будут в процентах от общего объёма жидкости внутри. Если он высок, значит, аккумулятор заряжен и исправен. Если низок — необходима зарядка. Когда поплавок погрузился ниже критического значения, батарею придётся заменить, так как причиной этого могут быть обрывы электрической цепи внутри или неисправные электроды.

Чтобы ареометр служил дольше, после каждого использования нужно промывать его проточной водой. Электролитическая жидкость содержит растворы кислот и отдающих ионы металлов, а потому может повредить стеклянные компоненты и привести к выходу их из строя.

1200 в первой банке

Столько же в 5ой.

Зависимость плотности электролита от температуры окружающего воздуха

Выходит что плотность электролита в моем аккуме составляет 1200= 1.2, что как я понял не есть хорошо.Попробую долить дистиллированной водички и в следующей записи напишу что получилось из этого)

Ах да, чуть не забыл)После проведения измерений ареометром, ареометр следует тщательно промыть в воде для удаления остатков кислоты или тосола/антифриза с поверхности прибора. Только в этом случае следует надеяться на долгую и надёжную работу автомобильного ареометра.

Ставим «нравится», подписываемся на авто.

Что такое ареометр

Плотность — это вес смешанной с водой серной кислоты по отношению ко всему объему раствора, другими словами это степень закисленности данной смеси.

Закон о гидростатике гласит, что при погружении тела в жидкую среду его вес равняется массе вытесняемого объема.

На основе данного принципа и работает это нехитрое устройство, позволяющее с точностью до сотых значений определить кислотность смеси в г/см куб.

Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

Конструктивно ареометр для аккумулятора имеет вид стеклянного поплавка, с расположенной внутри шкалой измерения. Во многих моделях он помещен в прозрачную колбу (пипетку) из стекла или пластика.

Это максимально упрощает процедуру забора жидкости. При использовании некоторых видов ареометров можно проводить измерение не только кислотности, но и температуры тосола.

В полном сборе вся конструкция состоит из следующих деталей:

  • Ареометр;
  • Груша;
  • Стеклянная пипетка, в которую помещается сам прибор;
  • Плотная пробка;
  • Заборник.

Автовладельцы, впервые столкнувшиеся с измерением кислотности, задаются вопросом, какие бывают ареометры для замера плотности электролита, и какие у них цены. Современные производители предлагают несколько разновидностей этих приборов, которые различаются, как стоимостью и внешним видом, так и функционалом.

Наиболее популярными являются:

  • Sparta 549125. Модель, имеющая компактные размеры, прочный корпус из стекла и невысокую стоимость.
  • SKYBEAR 623000. Недорогой китайский аналог, по отзывам хорошая вещь за такие деньги.
  • Орион АР-02. Плотномер для электролита отечественного производства (НПП Орион г. Санкт-Петербург). Колба стеклянная, но, как утверждают владельцы, поплавок к ней постоянно липнет, что заставляет немного понервничать в процессе замеров.
  • Рефрактометры (цифровые ареометры). Это инструменты для профессионального использования. Могут измерять характеристики множества разных жидкостей, из которых автомобилистам будут полезны кислотность электролита и температура тосола (антифриза). Стоят дорого, но зато могут настраиваться по дистиллированной воде, что позволяет всегда правильно определять параметры, вне зависимости от внешних условий. Заказать цифровой ареометр можно у китайцев.

Бюджетные измерители плотности можно приобрести по цене от 100 до 600 руб. Профессиональные инструменты стоят от 800 руб.

Важно. При выборе ареометра обратите внимание на материал корпуса пипетки. Некачественный пластик со временем может помутнеть, что затруднит или вовсе сделает невозможной работу с инструментом.

Чтобы пользоваться ареометром для аккумулятора правильно, следует соблюдать оптимальные условия его эксплуатации. Устройство предназначено для проверки показателей кислотности, находящихся в диапазонах от 1100 г/см3 до 1300 г/см3. Также некоторые модели могут определять температуру охлаждающей жидкости. Ее значения могут варьироваться, как правило, в пределах –20… 40 градусов.

Температура измеряемой жидкости, °C -20°С -10°С 0°С 10°С 20°С 30°С 40°С
Величина поправки Для электролита, г/см куб. -0,035 -0,025 -0,014 -0,007 0,007 0,014
Для тосола, °С 27 21 12 5 -7 -12

Шкала ареометра

Как пользоваться ареометром для аккумулятора, чтобы всегда правильно определять параметры раствора? Следует соблюдать простую последовательность шагов.

  1. Сначала необходимо собрать готовую конструкцию. Это означает поместить поплавок в пипетку, с одной стороны которой надеть грушу, а с другой — закрепить пробку с наконечником.
  2. Сжав грушу, пипетку требуется погрузить в жидкую среду. Постепенно ослабляя давление важно добиться такого заполнения сосуда пипетки, чтобы поплавок свободно плавал в вертикальном положении.
  3. Правильно произвести считывание значений по шкале в точке соприкосновения с жидкостью.
  4. После завершения процедуры важно полностью промыть всю конструкцию. Это не только продлит эксплуатацию прибора, но и поможет избежать ошибок показаний при дальнейшем использовании.

Конструктивно простой прибор позволяет быстро и точно измерить плотность, концентрацию вещества и количество примесей. Цена такого оборудования доступна, и купить его можно у большинства поставщиков товаров для лаборатории.

Показатели, размеры, правила проведения измерений, и другие параметры регламентируются по НД: ГОСТ 18481, ГОСТ 8.428:2009, OIML R 44:2014018, ISO 387, ISO 649-1, ISO 649-2, ISO 650, EN ISO 3675, ISO 4801, ISO 4805, ДСТУ 6062, ГОСТ 28947 (ИСО 1768), ГОСТ 28947 (ИСО 1768), ДСТУ ГОСТ 31072.

Принцип работы

Измерение основано на разнице плотности жидких веществ и гидростатическом законе Архимеда. Тело, погруженное в жидкость, выталкивается с силой, равной массе вытесненной жидкости.

Классический прибор представляет собой стеклянный цилиндр, с одной стороны широкая трубка с округлым дном, с другой стороны узкая трубка с маркировкой в соответствующих единицах. Обычно это единицы концентрации определенного вещества или фактическая плотность раствора.

Внутри широкой части находится утяжелитель, чаще всего свинцовые шарики. Благодаря грузику прибор занимает вертикальное положение.

В приборах постоянного объема на колбу нанесена стационарная метка, до которой следует погружать прибор. Подбирая гирьки различного веса, добиваются погружения на нужную глубину. Имея в результате вес поплавка и надетых гирек, можно определить плотность конкретного вещества.

Сфера применения

Концентрация, плотность веществ нужны постоянно. Крепость алкогольных напитков, качество кислоты в аккумуляторе, состояние антифриза, количество жира в молочных продуктах, концентрацию сахарного и солевого растворов, спелость плодов и содержание растворимых веществ в соке – лишь небольшая часть задач, когда ареометры незаменимы.

В быту наибольшее распространение получили ареометры для спирта (для виноделия и самогонокурения) и плотномеры для электролита (автомобилисты).

Измерение плотности электролита в аккумуляторной батарее

Работу лаборатории без денсистометра представить вообще невозможно.

Правила корректного использования или как пользоваться ареометром:

  • Прибор должен быть сухой и чистый.
  • Целостность измерителя не должна быть нарушена.
  • Сосуд, в котором проводится измерение, должен быть достаточно высоким, чтобы плотномер свободно плавал в измеряемом растворе, не прикасаясь к стенкам и дну. Обычно берут высокий цилиндр для ареометров (без меток, из белого стекла).
  • Показания снимаются по нижнему мениску, в момент, когда ареометр остановится.
  • Измерение плотности ареометром проводят в стандартных условиях (20°С) или при других условиях, но результат пересчитывают и выдают на 20°С.
  1. Стеклянная трубка
  2. Поплавок — пикнометр
  3. Специальная резиновая груша, для взятия пробы жидкости
  4. Эрганомичный наконечникАреометр для аккумулятора: особенности конструкции, как использовать ареометр для электролита

Когда стоит поменять батарею и не выполнять ее ремонт и попытки зарядки?

Сегодня популярным трендом среди производителей аккумуляторных батарей является изготовление АКБ, которые невозможно обслужить. Речь идет даже о сложности зарядки аккумулятора, не говоря о проблемах с измерением плотности внутренней среды. Такие батареи не обладают отверстиями для изучения внутренней части аккумулятора.

  • разрядился гелевый аккумулятор — такие виды батарей никак не обслуживаются и не заряжаются;
  • произошел полный глубокий разряд из-за отказа генератора, аккумулятор перестал брать заряд при подключении устройства;
  • жидкость в банках аккумулятора выглядит мутной — посыпались свинцовые пластины, которые невозможно восстановить;
  • уровень электролита начал активно и постоянно падать, что вызывает отказ батареи в нормальной работе;
  • обслуживание аккумулятора невозможно по причине отсутствия пробок для отвинчивания верхних частей банок;
  • аккумулятор разгерметизировался, электролит начал вытекать из него прямо в моторный отсек.

Большинству водителей знаком надрывный вой стартера или щёлканье, а то и вовсе тишина под капотом машины во время запуска двигателя. Этот неприятный момент связан со следующими неисправностями.

  1. Неисправность электропроводки автомобиля. Возможно, где-то пропал контакт, чаще всего это объясняется частичным отсутствием «массы».
  2. Неисправность втягивающего реле стартера.
  3. Предельный износ втулок стартера.
  4. Неисправность обмоток стартера.
  5. Низкое напряжение в цепи из-за разряженного аккумулятора.

Последняя причина, как правило, наиболее вероятная. Самым логичным ходом станет проверка плотности электролита в аккумуляторе. От чего она зависит?

  1. От климатической зоны.
  2. От времени года.

Для того чтобы правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе, нужно знать её значение и иметь прибор, который называется ареометр.

Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

Возможно, вас заинтересует статья нашего специалиста, в которой он рассказывает, как подобрать аккумулятор на автомобиль.

  • пластикой емкости;
  • пластин из свинца или из свинца с кальциевыми добавками;
  • электролита;
  • контактов;
  • крышки.

Основных типов автомобильных аккумуляторных батарей три. Давно зарекомендовавшая себя классика — малосурьмянистый. Ему присущи саморазряд и выкипание дистиллированной воды из электролита. Но среди положительных качеств выделяется отсутствие реакции к глубокому разряду. Работоспособность восстанавливается обычной зарядкой.

Кальциевый тип батарей устойчив к перепадам бортовой сети, вибрациям, коррозии. На их работоспособность не влияет снижение уровня и плотности электролита. Но при сильном разряде начинается необратимая реакция — сульфитация пластин. Падение напряжения на контактах до 10,8 В грозит снижением емкости в два раза.

Необходимость зарядного устройства

Если концентрация кислоты упала за зиму, ее можно восстановить путем подачи слабого тока. Зарядка занимает не менее 3 суток, она считается эффективной при невозможности восстановления АКБ другими методами. Содержимое набравшей полную мощность батареи при зарядке начинает кипеть. Признаком испарения воды является образование мелких пузырьков на поверхности.

Избыток жидкости испарится, концентрация кислоты увеличится. Общий уровень наполнителя станет маленьким, поэтому придется добавлять готовый аккумуляторный раствор. После завершения процедуры пользуются ареометром. Если показатели прибора слишком низкие, зарядку и добавление электролита повторяют.

Как повысить плотность в аккумуляторе автомобиляСсылка на основную публикацию

Аккумуляторная батарея для автомобиля выступает жизненно важным элементом, обеспечивающим электромеханическое функционирование транспортного средства. Многим водителям знакомы прецеденты, когда машина «отказывается» заводиться, стартер не «срабатывает» или частотность вращения коленвала от стартера неудовлетворительная для пуска ДВС.

Зачастую причиной такого прецедента выступает низкий заряд аккумулятора, вследствие обеднения плотности электролита в автономном накопителе тока. Возникновение таких обстоятельств провоцирует автовладельца принять меры по устранению проблемы: некоторые водителя решают неприятность путём приобретения новой АКБ, однако, зачастую восстановить её функциональность можно менее радикальными методами.

В этой статье проанализируем альтернативные способы решения проблемы с систематической разрядкой АКБ и причины возникновения прецедента, расскажем, что такое «плотность электролита в аккумуляторе», какая её роль в функционировании устройства, расскажем о номинальных величинах плотности, методе диагностирования показателей и вариантах их стабилизации.

Определение плотности электролита в аккумуляторе автомобиля.

Так как метод определения плотности путём измерения выталкивающей силы может применяться не только в случае с автономными источниками питания, существует несколько видов ареометров. Они отличаются как по величине, которую определяют, так и по назначению для различных типов смесей.

Нанесённые на плавающее тело шкалы позволяют применять прибор в разных областях практических измерений. Например:

  • Солемеры — устройства для определения концентрации солей в водном растворе. Используются, кроме прочего, для того, чтобы узнать степень засоленности почвы разных районов.
  • Лактометры — измеряют жирность молочной продукции.
  • Спиртометры — процентное соотношение спирта и растворяющей жидкости для определения крепости алкогольных напитков и продуктов брожения.
  • Сахарометры — позволяют узнать степень концентрации сахаров, растворённых в воде или другой жидкости.

Этот очень нужный прибор для содержания батареи в исправности, его необходимо иметь каждому автовладельцу. С помощью этого прибора можно всегда дозарядить АКБ, не прибегая к услугам СТО или местных «умельцев».

Имея правильный прибор с амперметром, водитель прекрасно сделает это сам. Порядок действий зарядки батареи таков.

  1. Нужно подключить зарядное устройство к батарее.
  2. Включить устройство.
  3. Установить зарядный ток. Его величина должна соответствовать десяти процентам от ёмкости АКБ. Например: если ёмкость батареи составляет 60 а/ч, то ток должен быть 6 ампер, 63 — то 6, 3 а/ч.

Как пользоваться ареометром, виды приборов

Время зарядки напрямую зависит от степени разряда, который определяется проверкой плотности аккумулятора ареометром. На шкале обозначен процент разрядки. К примеру, батарея разряжена на 50% и имеет паспортную ёмкость 50 а/ч. Из этого следует, что надо дозарядить недостающие 25 а/ч. Если заряжать батарею током в два ампера, то на это понадобится двенадцать с половиной часов, а если показатель тока четыре ампера — шесть часов 15 мин. и т. д.

Принцип прост и понятен, если бы не одно «но»: каждая АКБ имеет свой неповторимый «норов», особенно когда она уже далеко не новая. Она берёт зарядку по-разному: быстрее или медленнее.

Как понизить плотность АКБ

Работа аккумулятора с повышенной плотностью электролита может негативно отразиться на его работоспособности, поэтому при наличии в банке электролита, концентрация которого выше 1,28 проводят процедуру позволяющую снизить концентрацию серной кислоты.

Процесс понижения плотности производится таким же образом, как и при выполнении процедуры повышения концентрации раствора, но вместо электролита в аккумулятор добавляется дистиллированная вода. То есть, вначале из проблемной банки удаляется часть электролита, а затем объём восполняется химически чистой водой.

Каждый владелец автотранспортного средства хочет, чтобы аккумулятор служил как можно дольше. И если ресурс необслуживаемых АКБ ограничен производителем, то обслуживаемые источники питания при грамотном сервисе могут пережить автомобиль. Один из важнейших показателей — плотность электролита. Чтобы его контролировать, необходимо знать, как правильно пользоваться ареометром для аккумулятора — прибором, позволяющим измерять степень закисленности раствора в ячейках батареи.

Аккумуляторная батарея – один из основных элементов автомобиля, отвечающих за пуск двигателя. Значение аккумулятора сложно переоценить, ведь без него невозможно завести мотор, а, значит, машина своим ходом передвигаться не сможет. Именно поэтому АКБ требует к себе особого внимания, исключающего возникновение неприятных ситуаций в виде невозможности совершить запланированную поездку.

Свинцовая аккумуляторная батарея представляет собой гальванический элемент, внутри которого химическая энергия в результате протекающих реакций преобразуется в электрическую. Этот процесс невозможен без электролита – раствора кислоты, обеспечивающего движение заряженных частиц между погруженными в него электродами.

Доливка жидкости

Многие «светлые головы» горячо советуют в случае сильной разрядки батареи доливать в неё серную кислоту, что является недопустимым. Кислота не сразу смешается с оставшейся жидкостью, и для этого надо заряжать АКБ. Тем временем агрессивная жидкость будет интенсивно разъедать пластины, «съедая» заодно и активную массу — порошок, нанесённый на них.

Если же долить электролит, то последствия не будут такими плачевными, но такая жидкость также плохо повлияет на состояние аккумулятора.

Доливать рекомендуется только воду. Исключения представляют те случаи, когда нужно менять весь электролит, поскольку имеющийся в батарее уже не подлежит зарядке из-за крайне низкой плотности.

Если плотность чересчур велика, нужно откачать ареометром жидкость, а потом долить дистиллированную воду. Далее производить зарядку малым током, не забывая о периодическом контроле плотности электролита.

Если электролит подлежит замене, нужно приготовить новый. Для правильного приготовления в стеклянную или кислотостойкую пластиковую ёмкость вначале наливается дистиллированная вода, а потом, тонкой струёй, кислота.

Добавляя кислоту малыми порциями, нужно часто проверять плотность электролита, доведя её до нужной величины, в зависимости от региона проживания и сезона.

Модели ареометров для электролита

Сегодня производятся самые разнообразные модели ареометров. Для личного использования имеет смысл приобрести простой недорогой аппарат.

Самые популярные у автомобилистов бюджетные модели, стоимостью не больше 600 рублей:

  1. Аккуратный и демократичный ареометр для электролита Sparta 549125.
  2. Большое количество положительных отзывов получил китайский недорогой прибор Skybear 623000.
  3. Отечественный инструмент Орион АР-02 имеет заметный недостаток: поплавок прилипает к трубке, этот факт создает неудобства.

Существует цифровая версия – рефрактометры. Стоят они дорого, 800 рублей и выше. В основном их используют профессионалы. Цифровые приборы можно настраивать по дистиллированной воде и очень точно определять параметры.

Плотность электролита влияет на надежность и срок службы аккумуляторной батареи. Зная, как работает ареометр, можно самостоятельно, регулярно и корректно следить за уровнем кислотности и обслуживать АКБ, то можно продлить жизнь устройства на несколько лет, и за рулем всегда чувствовать себя уверенно и надежно.

Ареометр, схема работы, шкала, забор электролита

Важно. При выборе ареометра обратите внимание на материал корпуса пипетки. Некачественный пластик со временем может помутнеть, что затруднит или вовсе сделает невозможной работу с инструментом.

Ареометр.

Многие сталкивались с такой проблемой, что аккумулятор в автомобиле не держит зарядку. Зачастую это связанно с плотностью электролита в АКБ. Повысить плотность в аккумуляторе можно с помощью добавления концентрированного электролита. На прилавках в магазинах продается уже готовый по концентрации электролит.

На прилавке в магазине с автотоварами мне на глаза попался ареометр по привлекательно низкой цене, я не раздумывая купил его для обзора. Стоимость прибора составила 159 рублей. Вместе с ним для чистоты эксперимента взял литровую бутылку с электролитом плотностью 1,27-1,28 кг/л, для проверки прибора.

Ну что ж, давайте приступим к распаковке и проверим ареометр в деле!

Упаковка ареометра выполнена не очень качественно по моему мнению, дальнейшее хранение прибора в ней неудобное. Хотя если обратить внимание на обратную сторону упаковки, на ней можно увидеть различные таблицы с рекомендациями по использованию ареометра. За это можно поставить небольшой плюсик, для многих это полезная информация.

Таблица. Проверка заряда АКБ по плотности электролита.Таблица. Температура замерзания электролита при разной плотности.

Прибор упакован компактно, плотненько, деталька к детальке.

Хочу отметить, что ареометр сделан из стекла и дальнейшая эксплуатация не приведет к затемнению, как часто это бывает с пластиком. По моим ощущениям вроде не игрушка, можно попробовать измерить плотность электролита.

Ареометр разобран по частям. Ареометр в собранном виде.

В начале эксперимента я приготовил банку с содовым раствором где промою ареометр после измерений. Содовый раствор нужен для гашения электролита.

Ареометр после всех измерительных работ с электролитом следует промыть в содовом растворе, затем водой.

Не в коем случае не измеряйте плотность в аккумуляторной батареи после промытия прибора только в одном содовом растворе — это может погубить АКБ.

Внешний вид китайского рефрактометра, шкалы, деления, стоимость

Всегда промывайте ареометр чистой водой после промытия его в содовом растворе!Содовый раствор.

Набираем электролит в прибор с помощью нажатия груши в верхней его части. Электролит нужно набирать до тех пор, пока ареометр, расположенный в приборе, начнет плавать как поплавок,

Замер плотности электролита.

Как мы видим на фото выше, ареометр показывает плотность электролита 1.3 кг/л, на бутылке с электролитом заявлена плотность чуть меньше. Получившийся результат ввел меня в заблуждение.

Либо прибор не совершенно точен или электролит в бутылке не соответствует своим заявленным характеристикам.

Но одно понятно точно, показание прибора находится в зеленной зоне, что допустимо для нормальной плотности электролита в аккумуляторе.

Промывание прибора в содовом растворе.

Вывод: Для проверки уровня плотности в АКБ вполне себе нормальный прибор. Оценивать его с точки зрения профессионального измерительного прибора я не стал, одного прибора для точного эксперимента будет не достаточно. Суть статьи была лишь в том, чтобы проверить данный прибор на работоспособность! С чем он и справился.

Бюджетные измерители плотности можно приобрести по цене от 100 до 600 руб. Профессиональные инструменты стоят от 800 руб.

Техника безопасности

Все действия нужно выполнять в плотных резиновых перчатках и одежде с длинными рукавами. Для защиты глаз можно использовать пластиковые или стеклянные очки. Рекомендуется использовать плотный передник, который убережёт одежду от порчи.

Если электролит каким-то образом всё же попал на кожу или в глаза, необходимо незамедлительно промыть область поражения большим количеством проточной воды, чтобы избежать повреждения тканей и органов. Нейтрализация активной щёлочью здесь не поможет, так как полученные соединения могут только усилить ожог. Лучше добиваться понижения концентрации обычной водой.

Из-за большой токсичности веществ, образующихся внутри аккумулятора в процессе его работы и зарядки, нужно обеспокоиться хорошей вентилируемостью помещения, в котором будут проводиться замеры. Иначе можно получить серьёзные ожоги дыхательных путей и лёгких парами кислот.

Во время работы с кислотой или проверки плотности аккумулятора нужно соблюдать осторожность.

  1. Работать только в спецодежде, которую не жалко выбросить. Даже электролит, не говоря уже о концентрированной кислоте, легко приводит любую одежду и обувь в плачевное состояние.
  2. Работать нужно в резиновых перчатках, чтобы предотвратить возможные химические ожоги. Даже измерять плотность аккумулятора не стоит без них.
  3. Защитные очки тоже не помешают, особенно при приготовлении электролита, когда опасность попадания этой агрессивной жидкости в глаза особенно велика. Некоторые люди по неопытности льют воду в кислоту, а не наоборот, как это положено, и в результате может произойти её всплеск.
  4. Перед зарядкой АКБ следует правильно подключить её к устройству, не путая полярность.
  5. Не стоит забывать и об эффективной вентиляции. Если нет принудительной вытяжки, то вполне подойдёт хорошо проветриваемое помещение.

Во время подобных работ курить запрещается. Важно помнить о том, что кислота состоит из водорода, который взрывоопасен, и это особенно вероятно тогда, когда проводится обслуживание большого числа АКБ.

Батарею нужно беречь от ударов.

Нельзя переворачивать АКБ вверх дном, особенно если батарея уже «в возрасте». Осыпавшаяся активная масса, доселе мирно покоившаяся на дне корпуса, замкнёт пластины. Прикрепляя аккумулятор к его штатному месту, следует помнить о том, что он не любит коротких замыканий, которые возникают вследствие неосторожной работы с ним.

Заряжая батарею, нужно обязательно проверить чистоту вентиляционных отверстий в пробках всех банок, а ещё лучше — вывернуть их полностью.

Как пользоваться ареометром и что при этом нужно учитывать

Температура измеряемой жидкости, °C -20°С -10°С 0°С 10°С 20°С 30°С 40°С
Величина поправки Для электролита, г/см куб. -0,035 -0,025 -0,014 -0,007 0 0,007 0,014
Для тосола, °С 27 21 12 5 0 -7 -12

Что такое ареометр

Одним из ключевых вопросов при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации является состояние аккумуляторной батареи. Контролируется уровень электролита в устройстве, степень разрядки батареи. Для условий суровой эксплуатации также следует вспомнить, как проверить плотность аккумулятора ареометром, и измерить показатель для АКБ.

Электролит представляет собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды, образованную соединением разных пропорций двух жидкостей. К примеру, при значении 1,27 г/см3 пропорцию следует понимать как 1,27 части кислоты в 1 доли воды.

Нормальные показания плотности лежат в диапазоне от 1,25 до 1,28 г/см3. При этом значения 1,25 будет достаточно при эксплуатации вплоть до температуры «-5 С°». В условиях суровой зимы плотность следует поддерживать в верхнем диапазоне – от 1,28 и до 1,30 г/см3.

При регулярных процессах разрядки и зарядки происходит частичное выкипание воды из электролита. А вот если случалась глубокая разрядка АКБ, или зарядка проводилась сильным током с активным кипением, то возможно и снижение уровня кислоты в растворе.

Если проверка плотности электролита в аккумуляторе отразила заниженное значение, то для повышения плотности используют доливку только состава с повышенным значением. Нельзя в этих целях доливать только кислоту или воду.

Что такое ареометр?

Ответ на вопрос, что такое ареометр несложно составить, если рассмотреть состав слова:

  • Арео – разряженный, что подходит для жидкости;
  • Метр – измерить.

Принцип работы ареометра основан на законе Архимеда, когда на тело, помещенное в жидкость, действует сила, связанная с плотностью самой жидкой среды. Другим словом, плотность влияет на уровень погружения предмета, которым и является измерительный прибор.

Следует учитывать, что при помощи общего принципа действия измеряют плотность спиртовых растворов, антифризов. Поэтому при выборе автомобильного ареометра учитывают область применения конкретной модели.

Конструктивные особенности устройства связаны с его техническими особенностями. Так, ареометр для электролита аналогового принципа действия состоит из следующих ключевых элементов:

  1. Стеклянная или пластиковая колба.
  2. Резиновая груша.
  3. Пипетка.
  4. Собственно ареометр. Измерительный элемент является герметично запаянным. В нижней части расположен грузик, а сверху – нанесена измерительная шкала.

При заборе жидкости в колбу становится понятно, как работает ареометр, когда поплавок загруженной частью опускается в электролит. Выступающая шкала с делениями позволяет точно определить показатель плотности.

Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

Классификация приборов будет неполной, если не отразить все разновидности современных устройств. Виды ареометров дополняют цифровые приборы, которые способны точно измерить жидкости любого рода – электролиты, антифризы. Такие устройства, как ареометр электронный, легко поддаются калибровке по дистиллированной воде, но с учетом большей стоимости редко используются в индивидуальных условиях.

При выполнении замеров следует учитывать, что предстоит взаимодействие с агрессивной химической средой. Опасное действие раствора возможно в следующих случаях:

  • при попадании в глаза;
  • за счет возможного контакта с кожными покровами;
  • при воздействии на слизистую оболочку или при вдыхании паров.

Перед работами вспомните, для чего нужен ареометр, и позаботьтесь о собственной безопасности. Потребуются защитные очки, перчатки и прорезиненный фартук. В случае профессиональной деятельности аккумуляторщика, помещение должно хорошо проветриваться или иметь высокоэффективную вентиляцию.

В случае попадания электролита на открытые участки кожи, обильно промывают их водой. Для нейтрализации действия кислоты применяют содовый раствор из расчета 1 столовая ложка на 200-300 мл воды. Подойдет и мыльный раствор.

Наряду с опасностями при измерении, частые случаи повреждений отмечены при самостоятельном приготовлении электролита для корректировки в батарее. Стоит помнить, что всегда добавляется кислота в дистиллированную воду, а не наоборот. Ошибка приводит к чрезмерному разбрызгиванию вещества.

До начала измерений потребуется вспомнить, как правильно пользоваться ареометром. Следует проверить несколько положений:

  1. Аккумуляторная батарея должна быть заряжена на 100%. При необходимости подзарядки требуется оставить батарею в состоянии покоя на 3-5 часов.
  2. При получении показаний их следует подвергнуть корректировке. К примеру, при температуре менее 0 °C, показание корректируют на 0,01 г/см3 в сторону уменьшения на каждые 15 градусов. Тоже делают и при «плюсовой» температуре, но в сторону увеличения.
  3. Показания плотности в разных банках не должны значительно отличаться (в пределах 0,01 г/см3).

При значениях в диапазоне 1,10 до 1,20 г/см3 фиксируют сильный разряд, что не всегда позволит реанимировать АКБ. Особенно, после длительного простоя разряженного аккумулятора.

В общем виде для измерения плотности электролита следует выполнить последовательные действия:

  • в открытую банку батареи опускаем один конец открытой колбы;
  • при закрытии верхнего отверстия, часть жидкости останется внутри;
  • электролит переносим в измерительный сосуд, и набираем достаточное количество жидкости;
  • проводим измерения путем внесения ареометра в раствор.

По окончании замеров во всех банках принимаем решение по дальнейшим действиям.

Выбор измерительных средств в магазинах достаточно широк. При этом приборы имеют схожее устройство. И только за счет удобства использования и качества материалов слегка отличаются в цене. Ценовой диапазон лежит в области от 100 до 1500 рублей за качественные экземпляры.

Ареометр ИП-1

Самый простой прибор, если пользователь подзабыл, как измерить плотность электролита.

При наполнении измерительной полости электролитом искомое значение определяют по пластиковой палочке, всплывшей в растворе в последнюю очередь. Диапазон измерений устройства – от 1,19 до 1,31 (г/см3).

С учетом невысокой стоимости – от 100 рублей, прибору прощают относительно высокую погрешность (до 0,02 единиц).

Прибор Орион АР-2

Компактный образец одноименного завода и Санкт-Петербурга. Прибор собран по классической схеме, и имеет небольшие габаритные размеры. Диапазон измерений от 1,10 до 1,30 единиц.

Производитель снабжает устройство подробной инструкцией, поэтому вспоминать, как пользоваться ареометром, не придется.

При аккуратном обращении удается получить показания с погрешностью не более цены деления – 0,01.

Изделие производителя из Китая. На упаковке приводятся корректировочные таблицы с учетом температуры измерения. Также пользователю помогают определить уровень разряда батареи. Изделие имеет индивидуальную упаковку и стоит в пределах 100-150 рублей.

Устройство с близким исполнением по отношению к предыдущему образцу. В комплектацию входят поплавки разной плавучести, что позволяет расширить диапазон применений. Цена на прибор также находится в интервале до 200 рублей.

Прибор классического исполнения имеет стеклянную трубку и грушу с пипеткой из качественной резины. Диапазон измерений расположен в пределах 1,10 до 1,30 единиц. С учетом хорошего качества исходных материалов, производитель предоставляет годовую гарантию.

Образец от производителя из Тайваня имеет привлекательный внешний вид и оригинальную конструкцию. Проверить плотность удается с высокой точностью. Радует и хорошее качество изготовления. Не хватает только индивидуальной упаковки. Стоимость находится в пределах 350-400 рублей.

Оригинальное изделие позволяет не придерживаться точных рекомендаций, как пользоваться ареометром для аккумулятора. Прибор имеет аналоговый вращающийся циферблат и удобную кнопку заборной груши.Линейка с цифрами рассчитана на фиксацию даже тысячных долей от целой единицы. Это только повышает доверие к образцу. При этом цена лежит в диапазоне от 800 до 1400 рублей.

Таким образом, измерение плотности электролита не является сложным процессом. А невысокая стоимость изделий не вынуждает собирать ареометр своими руками. Прибор обязательно следует приобрести перед подготовкой АКБ к длительной эксплуатации.

На что влияет плотность?

Как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром? Этот показатель влияет на способность АБ восстанавливать заряд. Определив плотность, можно узнать техническое состояние аккумулятора. Плотность напрямую связана с емкостью батареи. При низкой плотности почти не происходит зарядки аккумулятора.

Поэтому измерение этого показателя является основной работой при проведении диагностики батареи. Выполняется эта работа с помощью ареометра. Это приспособление позволяет довольно точно определить состояние электролита.

Уровень и плотность электролита — два важных фактора хорошей работы батареи

Так же без острой необходимости не следует заменять электролит полностью. Если кислоту необходимо разбавить водой, то следует помнить, что плотность жидкостей отличается. По этой причине кислоту вливают в воду тонкой струей с постоянным размешиванием.

Обращение с источником питания должно быть максимально осторожным, нельзя АКБ переворачивать вверх дном из-за возможного возникновения в процессе эксплуатации короткого замыкания. Перед завинчиванием крышек на банках необходимо воспользоваться рекомендацией специалистов, как проверить плотность аккумулятора ареометром перед эксплуатацией агрегата.

Измерение

При считывании показателей с ареометра, следует учитывать небольшую особенность. Более точный показатель показан не в точке соприкосновения воды и поплавка, а с мениска. Так называется нижняя часть искривление поверхности жидкости. Показатели списывать следует именно с этой нижней части, таким образом информация будет более достоверна.

Недостатки устройства:

  • В некоторой степени большое количество жидкости, которая подвергается измерению
  • Шкала нелинейна
  • Небольшой интервал величин, которые измеряются, ограничивается начальным участком шкалы.
  • Наружная поверхность цилиндрического поплавка подвержена загрязнению
  • Капиллярные характеристики жидкостей различны, что неблагоприятно сказывается на результат проверки.
«{amp}gt; Величина поправки для электролита, г/см куб.
«{amp}gt; Расчет при отклонении от нормы
«{amp}gt; Температура измеряемого вещества, °C «{amp}gt; -20°С «{amp}gt; -10°С «{amp}gt; 0°С «{amp}gt; 10°С «{amp}gt; 20°С «{amp}gt; 30°С «{amp}gt; 40°С
«{amp}gt; -0,035 «{amp}gt; -0,025 «{amp}gt; -0,014 «{amp}gt; -0,007 «{amp}gt; «{amp}gt; 0,007 «{amp}gt; 0,014

Перед тем как измерять плотность электролита обязательно подготовьтесь к этой работе. Внимательно осмотрите аккумулятор. На нем не должно быть потеков и грязи. Желательно замерить уровень самозаряда. Для этого понадобится мультиметр. После этого один щуп прибора ставят на клемму аккумулятора, другую на его корпус. Полученный показатель и есть уровень самозаряда. В идеале он должен быть около 6В

. Температура в помещении должна быть порядка 20°C.

Если вы принесли батарею с мороза, то нужно дождаться пока она согреется. Кислота жгучая. Поэтому обязательно у вас под рукой должна быть емкость с водой. Чтобы при необходимости можно было смыть попавший на кожу электролит. Также желательно одеть специальные очки.

Сама работа производится следующим образом:

  • Сначала выкручивают пробки из батареи. Помните, что банки между собой не сообщаются, поэтому плотность нужно проверять в них по отдельности;
  • Визуально оценивается уровень жидкости. Он не должен быть критически мал;
  • Производится забор жидкости ареометром. Его следует держать вертикально. Забор производится следующим путем. Груша сжимается.
  • Трубка опускается в банку и грушу отпускают. Таким образом, жидкость затягивается в прибор;
  • Визуально оценивают состояние электролита. Серый цвет жидкости говорит об осыпавшихся пластинках. Это означает неработоспособность банки. Оценивают показания ареометра. При этом поплавок должен плавать абсолютно свободно;
  • Жидкость выливают обратно и переходят к проверке другой банки.

Если выяснилось, что плотность не соответствует нормам, следует попытаться исправить ситуацию. Для этого есть несколько способов.

Принцип работы

Ареометр для аккумулятора: особенности конструкции, как использовать ареометр для электролита

Некоторые автовладельцы не знают, что аккумулятор требует регулярного обслуживания, предпочитают решать проблему с быстрой разрядкой изделия путём его замены новым агрегатом. Причиной этого выступает отсутствие знаний, как проверить плотность электролита в аккумуляторе корректно, считая, что эта операция относиться к сложным процессам по выполнению.

  1. Перед измерением зарядить батарею до максимального уровня.
  2. Измерять показатели не ранее, чем через десять часов остывания после поездки или через три часа после подзарядки.
  3. Производить процедуру при комнатной температуре, от двадцати двух до двадцати пяти градусов по Цельсию. Критичные показатели температуры окружающей среды повлияют на точность полученных данных.
  4. Выставить агрегат на ровной, горизонтальной поверхности, предварительно очистив его от частиц грязи и пыли, так как при попадании в систему они могут привести к непригодности устройства.
  5. Проверить количество раствора во всех ёмкостях АКБ. Для получения точных данных критерии раствора должны соответствовать норме. Осуществляется процесс посредством пустотелой трубки, которая вставляется в каждый из проёмов, после чего зажимается её верхняя пройма и вытягивается из банки. Уровень жидкости в трубке будет соответствовать критериям раствора в измеряемом слоте.

После выполнения предварительных работ можно заняться непосредственной проверкой уровня плотности. Для выполнения процедуры достаточно иметь прибор для измерения плотности электролита в аккумуляторе, именуемый ареометром, и выполнить задачу, следуя несложному инструктажу. Если у автовладельца такого приспособления нет, его можно приобрести в любом автомобильном магазине: стоимость такого прибора демократичная, редко превышает двести рублей.

Проверка плотности электролита аэрометром производится в домашних условиях, согласно следующему регламенту:

  1. Аккумулятор подготавливается к процедуре согласно описанным правилам.
  2. Откручивается крышка банки с раствором, в ёмкость погружается прибор. Путём надавливания на грушу производиться всасывание жидкости, после чего снимаются показатели с приспособления. Данные аэрометра необходимо записать.
  3. Аналогичная процедура производится последовательно во всех ёмкостях.

В идеальном варианте, плотность в каждой из ёмкостей должна быть идентичной по показателям. Если имеются существенные различия – это может свидетельствовать о наличии повреждений определённой банки, а низкая концентрация электролита во всех сотах в аккумуляторе свидетельствует о сульфитации на пластинах, устаревании источника питания или его глубокой разрядке.

При осуществлении манипуляций с аккумулятором важно обезопасить себя от ожогов кислотным раствором, предварительно одевая защитные перчатки и рабочую одежду. Разобравшись, как измерить плотность электролита в аккумуляторе один раз и выполнив самостоятельно процедуру, автовладелец в дальнейшем будет исполнять её на элементарных засадах.

Можно ли повысить минимальную плотность

Когда плотность падает до отметки ниже 1,18, добавление кислоты оказывается неэффективным. Для восстановления батареи используют раствор, содержащий большее, чем электролит, количество действующего вещества.

Перед заливкой нового электролита старый нужно слить.

Ареометр для аккумулятора: особенности конструкции, как использовать ареометр для электролита

Для замены наполнителя выполняют такие действия:

  1. Слив содержимого. Максимальное количество жидкости выкачивают грушей. Затем аккумулятор помещают в большую емкость и переворачивают на бок. В дне каждой банке формируют небольшое отверстие. Батарею возвращают в прежнее положение и дожидаются вытекания жидкого наполнителя.
  2. Добавление воды. Жидкость заливается через крышки банок для удаления остатков старого наполнителя. Сделанные ранее отверстия закрываются полимерным материалом, устойчивым к воздействию кислот.
  3. Заправка батареи новым раствором. Если все действия выполнены правильно, АКБ становится готовой к использованию. Недостатком метода является снижение срока эксплуатации аккумулятора. Несколько недель устройство проработает, однако потом придется покупать новое.

Обнаруживаемые неполадки

Одно из приемуществ ареометра заключается в безопасности измерения плотности жидкостей с точностью 0,05-0,1%. К тому же такой способ требует не большого количества вещества для измерения.

Аккумулятор в автомобиле исправно выполняет свою работу при таком показании электролита: при температуре 25 градусов 1.28 г/см3. Подобный результат в значениях имеется у новых АКБ, с должной сертификацией.

В том случае, если показания о плотности электролита в одной из банок аккумулятора ниже, это указывает на короткое замыкание: смыкание свинцовых пластин и как следствие — поломка аккумуляторной батареи.

Если же плотность ниже нормы во всем аккумуляторе, это может указать на такие неполадки, как:

  1. Сильная разрядка аккумулятора, снижение его работоспособности.
  2. Произошла одна из стадий сульфатации (распад серной кислоты).
  3. Батарея подверглась сильному износу, из-за постоянной работы двигателя только на ней.
  4. Батарея устарела и нуждается в замене.
  5. Бракованный аккумулятор.
  6. Аккумулятор является ненадежной подделкой.

    Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

При неверных показания плотности электролита, проблемы следует исправить. Стоит помнить, что в том случае, если плотность низкая только в одной из банок — аккумулятор не подлежит исправлению и его следует заменить.

Точную причину неполадок поможет установить дополнительные замеры напряжения с нагрузкой и без нее.

Советы и тонкости

Для того, чтобы сохранить достоверность показаний ареометра, необходимо следовать некоторым правилам:

  1. Рекомендуется тщательно выбрать одежду, в которой будет проводиться проверка. Попадание кислоты на кожу приводит к появлению ожогов, поэтому пренебрегать техникой безопасности крайне не желательно. При контакте с одеждой кислота может привести ее в негодность. Как измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром
  2. Если не правильно держать ареометр во время проверки, поплавок может застрять, тем самым исказив показания. Держать его нужно в вертикальном положении, чтобы тот не касался до стекла.
  3. После замера плотности электролита, обязательно промойте ареометр водой от остатков кислоты, чтоб те не разъедали элементы устройства.
  4. Чем ниже показатель плотности в полностью посаженном устройстве, тем оно дольше проработает.

Регулярная проверка плотности электролита поможет предвидеть и устранить неполадки в устройстве. Со временем эксплуатации аккумулятора, он так или иначе будет работать хуже, чем в первый день после покупки. Поэтому следует за ним ухаживать и следить, тогда он сможет прожить до 10 лет.

Плотность электролита зимой должна составлять 1,27 г/см3. Более низкий показатель влияет на работу устройства, автомобиль будет сложнее заводиться, иногда приводит к замерзанию электролита.

Использование аккумулятора с низким зарядом при низкой температуре может привести к разрушению свинцовых пластин. Определить разряженность так же позволяет проверка плотности: чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.

Как работает ареометр

Начало эксплуатации

Как известно, плотность — это соотношение массы вещества к занимаемому объему

. Определить плотность неизвестной можно с помощью ареометра.

Этот прибор представляет собой запаянную трубку, заполненную жидкостью (например ртутью) или сыпучим веществом веществом. Массу вещества можно узнать с помощью весов. На трубке нанесем шкалу, по которой можно определить какой объем трубки погружен в жидкости. Рассмотрим систему сил, действующих на ареометр погруженный в жидкостью, сила тяжести уравновешивается силой Архимеда.

Mg = ρgV

  • где m — масса ареометра
  • g — ускорение свободного падения
  • V — объем ареометра, погруженный в воду
  • ρ — плотность жидкости

ρ = m/V

Масса прибора известна, объем можно определить по нанесенной шкале.

Проведя , на ареометр можно нанести шкалу, по которой сразу можно будет определить плотность жидкости, без дополнительных вычислений.

Повышение плотности

Если в батарее плотность электролита не соответствует заводским параметрам, то его следует повысить. Достигается это несколькими способами.

Если плотность не упала до критических значений, то можно воспользоваться зарядным устройством. Зарядка проводится током, значение которого устанавливается равным 0,1 от емкости батареи. Продолжительность — 8 часов. Затем на два часа ток снижается на 50%.

Если зарядным устройством невозможно поднять концентрацию, в электролит добавляется его концентрированный раствор. Здесь придется высчитывать необходимое количество на объем. В качестве радикального метода используется полная замена раствора, но с обязательной промывкой внутренностей, чтобы не осталось никакого осадка.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru