Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть

Информация

Что влияет на износ тормозных дисков?

Мы все прекрасно понимаем то, что машина должна двигаться, для этого мы систематически проводим ремонт и обслуживание всех её систем: двигателя, доливая моторное масло, ходовой части, проверяя время от времени состояние амортизаторов и т.д.

Но, помимо того, что авто двигается, мы должны быть на 100% уверены, что сможем вовремя и эффективно затормозить это движение. А для этого нашей главной задачей является своевременное обслуживание, диагностика и ремонт всех узлов и деталей тормозной системы.

Тормозные диски не являются исключением, даже наоборот, ресурс тормозных дисков и тормозных колодок, является чуть ли, не основным показателем работоспособности всей тормозной системы.

  • Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию во время движения, когда тормозной диск может просто лопнуть, и разлететься на куски, именно во время торможения, нужно систематически проводить диагностику дисков.
  • В гараже посвятите 5 минут, и, вооружившись штангенциркулем, просто проведите замеры толщины тормозного диска.
  • О том, что подходит время более серьёзной диагностики тормозной системы, Вы можете определить, используя следующие методы:

— измерительный – это как раз проведение замеров толщины всех тормозных дисков. Замер нужно проводить в нескольких точках диска. Это связано с неравномерностью износа тормозного диска. Так сказать, для чистоты эксперимента.

Если средняя толщина тормозного диска приближается к минимальной, то самое время подумать о проточке тормозных дисков, и одновременной замене тормозных колодок.

— визуальный – это обычный осмотр состояния дисков. Выработку диска, буртики, трещины и сколы, вы можете увидеть, либо ощутить на ощупь. Времени много не займёт, а задуматься и принять, при необходимости, меры, заставит.

— динамичный – во время движения вы ощутите сами вибрацию рулевого колеса или педали тормоза, услышите скрежет. Естественно, до такого состояния тормозные диски лучше не доводить.

Исходя из результатов диагностики состояния тормозного диска, вы уже сами принимаете решений о том, что с ним делать. Вариантов, в принципе, немного: провести расточку, если позволяет минимальная толщина тормозного диска, либо заменить тормозные диски новыми.

Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть

Напомним, что как и тормозные колодки или амортизаторы, тормозные диски являются парными деталями, и замена тормозных дисков осуществляется одновременно на одной оси авто.

Для того, чтобы предвосхитить вопросы автомобилистов о том, какой должен или может быть допустимый износ тормозных дисков, ответит таким образом. У каждого производителя существуют свои цифровые параметры предельно допустимого износа тормозных дисков и колодок.

Существуют соответствующие таблицы для марок и моделей одной марки (бывает и такое). Это связано в первую очередь с мощностью двигателя, массой авто и вытекающими отсюда последствиями в виде физических сил действующих на автомобиль во время торможения.

Материалы изготовления. В первую очередь на заводские значения износа тормозных дисков влияет материал изготовления тормозных дисков.

Традиционные тормозные диски изготавливаются из чугуна, но современные технологии позволили делать также диски из карбона (углепластик) и керамики. Это фактор объективный. Далее идут субъективные факторы, влияющие на степень износа тормозных дисков.

Толщина тормозного диска автомобиля

Механические факторы: пробег автомобиля, наличие качественных тормозных колодок. Некачественные тормозные колодки приводят к неравномерному износу тормозного диска и появлению на нем «задиров». В этом случае требуется ремонт тормозной системы: проточка тормозного диска, перед заменой колодок.

Условия эксплуатации авто. В большей степени – это фактор, зависящий от человека-водителя. Например, в зимний период эксплуатации вполне реально привести тормозной диск к деформации.

При движении в любом случае происходит нагрев диска, и если вы въезжаете в лужу с водой, а на улице все же низкая температура, то от резкого перепада температур происходит деформация тормозного диска.

И если это происходит периодически, то проточки, либо замены тормозного диска вам не избежать.

Стиль вождения. По среднестатистическим цифрам тормозной диск должен служить 100 – 150 тыс. км. пробега. Но, некоторые водители уже на 6-15 тыс. км могут смело обращаться на СТО – полный износ диска в результате т.н. «шумахеровского» стиля: разгон торможение и цикл повторяется. Экстренные торможения – прямой путь к быстрому износу тормозного диска.

Тормозные диски, как детали, работающие в повышенном диапазоне механического воздействия, изготавливаются из достаточно прочных материалов.

Но, несмотря на это, тормозные диски являются уязвимой частью тормозной системы. Важной, но уязвимой. Подверженной механическому воздействию, например, со стороны неисправных тормозных колодок.

Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть

Кроме того, на увеличение износа тормозного диска влияет малая площадь при соприкосновении с тормозной колодкой. Это требует достаточно большого давления на площадь контакта, и, естественно, как результат, довольно быстрый износ тормозных дисков.

На резонный вопрос о том, как определить износ тормозных дисков, ответ вам сможет дать сам тормозной диск. Срок службы тормозных дисков не имеет точной цифры в километрах пробега или в годах эксплуатации.

Поэтому, часто задаваемый вопрос о том, сколько ходят тормозные диски, является некорректным. Эту цифру просто невозможно определить, так как у каждого водителя сугубо индивидуальный стиль вождения и, соответственно, торможения.

Но, производители тормозных дисков предусмотрели такой вариант развития событий. Доустимая толщина тормозного диска указана на торце тормозного диска, при условии, что диск выполнен с соблюдением требований международных стандартов.

Водителя интересуют две цифры, указанные на диске: исходная толщина тормозного диска и минимальная толщина, по достижении которой, производитель снимает с себя ответственность при дальнейшей эксплуатации диска.

Как только «диагноз» поставлен, возникает вполне резонный вопрос — исправлять старый диск или приобретать новый?

Необходимо запомнить следующую особенность: подточка тормозного диска возможна, если остаток составляет минимум 4 мм (это касается вентилируемых дисков).

Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть

Многие руководители сервисных служб рекомендуют поменять диски на автомобиле, если они стоят сравнительно недорого. Но если цены для вас слишком высоки, можно воспользоваться услугами автосервиса и обновить старые тормозные диски.

Но никогда не забывайте, что чем больше слоев сточится, тем ниже будет срок службы. Иногда проточку делают даже три раза.

Не рекомендуется устанавливать «контрактные» диски, так как точно не известно, как и где они стояли, и существует большая вероятность, что в скором времени их придется поменять или заточить.

Следующим вопросом станет выбор способа проточки — на специальном оборудовании или на токарном станке. Остановившись на последнем методе, Вы сможете сэкономить, такая проточка стоит примерно 80 гривен за одну единицу.

Но здесь найдется много недостатков. Конечно, мастера сделают всё в лучшем виде, поверхность диска будет ровной, но при монтаже на транспортное средство, могут вновь возникнуть проблемы, которые связаны с биением в процессе торможения. Это происходит по причине того, что диск точится не относительно ступицы автомобиля, а относительно бобины станка.

При заточке с помощью специального оборудования такого рода проблем не возникает. Диск в этом случае не снимается, он крепко стоит на ступице, а станок для проточки монтируется на место тормозного суппорта. Итак, сам диск остается на своем месте, и возможность некачественной процедуры почти сводится к нулю.

Нужно отметить тот факт, что для качественной заточки дисков необходимы исправные ступичные подшипники, без биений и люфтов, иначе данная процедура будет проведена некачественно.

Стоимость «технического» обновления дисков зависит от класса и марки автомобиля и сильно варьируется. Например, для внедорожника диагностика и проточка стоит примерно 500 гривен, для мини-вэнов — чуть дешевле, 400 гривен , а обладателю седана придется заплатить 300 гривен рублей.

Цена зависит не только от времени, которое было затрачено на настройку и монтаж станка, но и от площади тормозного диска, точнее его рабочей поверхности. Чем больше машина, тем труднее настроить оборудование и заточить тормозной диск.

Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть

И вот проточка сделана. Что же дальше? Нужно ли теперь менять тормозные колодки?Специалисты в один голос заявляют, что это просто обязательно, в противном случае, при торможении автомобиля могут возникнуть такие же проблемы, что и до обновления диска.

  1. — Скрежет при торможении;
  2. — шум и биение при движении авто;
  3. — блокировка тормозов при нажатии на педаль тормоза;
  4. — уменьшение толщины плоскости тормозного диска ниже допустимой;
  5. — трещины на дисках;
  6. — выступающий бортик по наружному краю диска;
  7. — глубокие царапины и сколы на диске;
  8. — деформация, перекос диска, неравномерная, волнистая поверхность;
  9. — увеличение тормозного пути;
  10. — увеличение хода педали;
  11. — снижение уровня тормозной жидкости.
  12. Конечно же, для того чтобы избежать появления вышеуказанных признаков, необходимо использовать тормозные диски, а также другие элементы тормозной системы, которые надо покупать только в проверенных местах.

Тормозная система является залогом безопасной эксплуатации транспортного средства, что особенно становится актуальным с увеличением мощностного потенциала современных силовых агрегатов. Именно по этой причине необходимо регулярно проводить диагностику комплектующих – определять толщину фрикционного слоя тормозных дисков и колодок.

Что это за деталь?

Тормозная колодка представляет собой стальную пластину с накладкой из материалов, выдерживающих повышенное трение. Она постоянно работает в неблагоприятных условиях. Помимо упомянутого трения и последующего нагрева, на нее оказывает воздействие вода (что приводит к резкому перепаду температур) и другие факторы, например, дорожные реагенты. Со временем на поверхности накладок появляются трещины, их толщина уменьшается, и автомобиль начинает хуже тормозить.

Признаки неисправной работы

Чтобы определить точно, сколько ходят тормозные диски, необходимо учитывать несколько факторов. В список входят как эксплуатационные параметры, так и технологические. Производители обычно лимитируют допустимые значения усредненным пробегом. Хотя ресурс тормозных дисков в таком случае окажется не всегда верным.

При выявлении состояния данных элементов системы необходимо мониторить поведение автомобиля во время экстренного типа торможения. В определенных случаях на рулевую колонку передается биение. В такой ситуации необходимо провести непосредственный осмотр дисков, предварительно поочередно сняв колеса.

Приблизительно определить срок службы установленных тормозных дисков помогут не только осмотры, но и самостоятельные замеры штангенциркулем. В процессе замеров необходимо обращать внимание на образовавшиеся последствия эксплуатации:

  • глубокие канавки;
  • царапины;
  • биения;
  • сколы;
  • резкие перепады толщины и пр.

Опытные автомобилисты рекомендуют проводить замеры не в двух-трех точках, а на 6-8 участках. Таким образом удастся сформировать более правильное представление о геометрии детали.

Измерения должны проводиться на равном удалении от края окружности. Достаточно отступить на 10-15 мм. Допустимым значением биения является показатель 0,01-0,02 мм. Чтобы иметь максимально точные результаты, важно использовать высокоточные приборы, к которым относится электронный штангенциркуль и микрометр, обладающие погрешностью в 0,01-0,005 мм. соответственно.

Выявлять проблему можно по косвенным признакам. Водитель почувствует увеличение тормозного пути или удлинение хода педали. Иногда появляется шум и скрежет со стороны колес после нажатия на педаль.

Если нет возможности рассмотреть допустимый производителем износ металлических тормозных дисков, то рекомендуем воздержаться от дальнейшей эксплуатации деталей при уменьшении параметра ниже 4 мм. Это значение находится близко к критическому уровню для вентилируемых конструкций.

Большинство автовладельцев проводит замену на всех четырех колесах. Если же менять все детали нет необходимости, то осуществляется попарно обновление – ставится передняя или задняя пара, исходя из текущей потребности.

Не все автомобилисты готовы затратиться на приобретение ремонтного комплекта. В таком случае приходится обновить имеющиеся в наличии детали. Для этого используется проточка рабочих поверхностей.

Обработка тормозных дисков может осуществляться разными способами:

  • на универсальном токарном станке;
  • на токарном станке с приспособлениями;
  • на спецоборудовании.

Наиболее приемлемыми являются второй и третий вариант. Они минимизируют или исключают погрешность обработки, из-за которой возникает торцевое биение.

Приобретать ремкомплекты, на которых отсутствуют числовые параметры текущего и минимального значения толщины, нежелательно. Чаще всего такой продукт оказывается фальсификатом и обладает достаточно низким ресурсом.

Задние тормозные диски, когда нужно менять задние тормозные диски

Задние тормозные диски необходимо заменить, если вы заметили, что тормозной путь увеличен, транспортное средство уходит в сторону при торможении, снизился уровень тормозной жидкости, стала мягкой педаль тормоза, а также, если они изношены до допустимого минимума, деформированы или повреждены.

Тормозные диски могут быть заменены по разным причинам. Во-первых, замена обязательна, если оригинальные роторы изношены. Почти каждый ротор имеет минимальную толщину или характеристики отбрасывания, отлитые или штампованные где-то в центральной секции ротора. При замене тормозных колодок роторы всегда должны измеряться микрометром для определения их толщины.

Замер толщины тормозного диска (ротора)

Изношенные роторы опасны по двум причинам: тонкие роторы не могут поглощать и рассеивать тепло так же, как новые роторы, что увеличивает риск того, что колодки станут слишком горячими и выцветут при длительном или сильном торможении. Кроме того, тонкие роторы с большей вероятностью трескаются и ломаются, что может привести к поломке тормоза.

Другое условие, которое обычно требует замены данной детали — это когда роторы «деформированы» и вызывают вибрацию или пульсацию при использовании тормозов — так называемое, биение тормозного диска. Когда толщина диска составляет более пары сотых сантиметра, он толкает колодки при торможении. Сила передается обратно через поршни суппорта, тормозные магистрали и главный цилиндр вплоть до педали тормоза, создавая вибрацию или пульсацию, которую может почувствовать водитель.

Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть

Неравномерно стесанные следы на тормозном диске от его биения — причина замены диска на новый

Неравномерные износ и толщина могут быть вызваны сильным перегревом ротора (тормозная колодка или заклинивший суппорт),  его искажением, вызванным неравномерным крутящим моментом или чрезмерным затягиванием гаек рычага, или даже металлургическими дефектами в самой отливке ротора. Высокие пятна на роторе часто обесцвечиваются с темным голубоватым оттенком.

Повторная шлифовка ротора может восстановить плоские параллельные поверхности, но часто твердые места, вызванные перегревом или неравномерным износом, распространяются на металлическую поверхность. Со временем это снова приведет к неравномерному износу и возврату пульсации или вибрации педали. Замена роторов новыми исключает любые подобные проблемы.

Последствия использования изношенных тормозных дисков

Агрессивный стиль езды способствует скорому износу колодок и дисков тормозной системы. Частая резкая работа педалью приводит к активному перегреву в области колеса. Высокие температуры провоцируют потерю эксплуатационных свойств. При этом фрикционный материал неравномерно втирается в плоскость.

Бессистемное воздействие приводит в итоге к непредсказуемому изменению толщины диска. В результате торцевое биение передается на систему управления. Водитель может ощущать вибрацию.

Возникновение канав и борозд снижает площадь соприкосновения фрикционных накладок с металлической поверхностью. Это минимизирует тормозное усилие, и как следствие – увеличивается тормозной путь.

Предотвратить негативное развитие помогает плавная работа педалью. Также после покупки нового автомобиля или установки новых дисков и накладок, специалисты рекомендуют провести обкатку сопрягающихся пар. Для этого со скорости 100 км/ч необходимо перейти в режим 10 км/ч, используя педаль постепенно 10-15 раз.

Этапы и особенности диагностики

Минимальная толщина тормозных дисков: как измерить, какая должнать быть

Измерительный этап проверки предусматривает использование штангенциркуля, который поможет сделать замеры толщины. Примерно в 5-8 точках, двигаясь по кругу диска, измерьте толщину. Если она меняется по радиусу детали, есть признаки кривизны и неравномерного износа.

Сверяйтесь с информацией от производителя, чтобы понять, наступил уже предельный износ или нет. Я не могу сказать, какие показатели правильные, а какие нет, поскольку у разных дисков своих пределы по износу.

Потом проводится визуальный осмотр. Диск следует изучить на предмет наличия на его поверхностях порезов, сколов, вмятин, царапин и иных дефектов. Если они есть, запчасть придется менять.

Не забывайте о правиле попарной замены на одной оси. То есть когда меняется левый передний диск, одновременно меняется и передний правый.

Если хотите дать оценку состояния элементов без снятия колес, это можно сделать путем проверки на ходу. При сильном износе появляются характерные признаки:

  • машина тормозит с рывками;
  • появляется скрежет;
  • наблюдается скрип при нажатии на тормоз;
  • доносятся иные посторонние звуки;
  • водитель ощущает биение на руле;
  • биение также чувствуется в педали газа;
  • когда нажимается педаль тормоза, тормозная система блокируется.

Настоятельно не рекомендую ждать появления подобных симптомов. Лучше периодически делайте у себя в гараже простую диагностику путем визуального осмотра и измерения. Обычно это делают каждые 10-15 тысяч километров, если симптомы износа не появляются раньше.

Толщина тормозного диска автомобиля: какая должна быть и когда требуется замена

Опытные автомобилисты советуют производить замену передних тормозных дисков каждые 50-60 тысяч километров пробега и делать это сразу в комплекте с колодками. Однако некоторые не согласны с этим и утверждают, что у каждого водителя разная манера езды, по этому руководствоваться пробегом в таких случаях неправильно.

В любом случае, передние тормозные диски подлежат замене если:

  1. Если тормозные диски изношены до допустимого минимума, что предусмотрен производителем.
  2. Если диск деформирован в результате удара.
  3. Если вы обнаружили механические повреждения, которые  нельзя устранить путем проточки.
Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru