Как определить короткое замыкание мультиметром

Информация

Причины короткого замыкания

Как определить короткое замыкание мультиметром

Замыкание в цепи освещения

Основной фактор, вызывающий короткое замыкание – это резкое возрастание силы тока. Оно сопровождается снижением сопротивления электропроводки и приводит к повышению температуры выше нормального значения. Это приводит к тому, что может произойти возгорание легковоспламеняемых материалов.

Почему происходит короткое замыкание:

  • Износ электросети. С течением времени изоляция изнашивается, оголяется часть провода, и на этом участке может произойти короткое замыкание.
  • Влага. Попадание жидкости на изоленту, защищающую скрутку, может произойти во время затопления. Это приводит к отклеиванию липкой стороны ленты и оголению места соединения.
  • Механическое воздействие на изоляцию. Во время ремонтных работ можно случайно вбить гвоздь в место прокладки кабеля и повредить защитный слой. Также перегрызть провода могут грызуны.
  • Перегрузки электросети в течение длительного времени. Приводит к плавлению изоляции.
  • Неправильный выбор номинала автоматического выключателя. Устройство защиты может не среагировать и пропустить скачки напряжения, из-за чего повышается риск возникновения короткого замыкания.
  • Неверно выбраны электропровода для проводки.
  • Слабый и ненадежный контакт в месте соединения двух проводников или при подключении к розетке, выключателю, распределительной коробке. Если электропроводка старая, может встречаться соединение, выполненное методом скрутки. Если неправильно замкнуть контакт, он быстро нагревается, разрушается и может коротнуть.
  • Поломка электроприбора, который приводит к закорачиванию всей электрической цепи.

Основной причиной любых коротких замыканий является поврежденная изоляция проводников или неисправные потребители электроэнергии. В некоторых случаях замыкание возникает по таким причинам, о которых водитель даже не догадывается.

В современных авто имеется большое количество электроприборов, подключенных к сети. В процессе эксплуатации они постепенно изнашиваются, у них деформируются и ломаются контакты, расплавляется внутренняя изоляция и т.д. Если такое случилось, необходимо найти причину, то есть неисправный прибор, вызвавший короткое замыкание. Придется поочередно проверять все компоненты, но в первую очередь следует обращать внимание на явные признаки неисправности.

Короткое замыкание в машине, произошедшее из-за нарушенной изоляции, прежде всего связано с неправильной прокладкой проводов. Жгуты могут соприкоснуться с раскаленной трубой глушителя, а отдельные провода нередко пережимаются какими-либо предметами во время проведения ремонта. Некоторые детали автомобиля буквально окружены проводами, поэтому о поврежденной изоляции никто не догадывается до самой поломки.

Существует отдельная категория причин, никак не связанных с электрическим током. На первый взгляд все находится в целости, но, тем не менее, замыкание присутствует. Нередко такие ситуации возникают в определённых условиях, после установки дополнительных деталей и оборудования.

Особенно часто это происходит в районе колесных арок или в задней части кузова. Во время монтажа используются саморезы, которые попадая внутрь пространства повреждают изоляцию проводов, хотя снаружи это совсем незаметно. Вполне естественно, что такую неисправность обнаружить очень проблематично. Поэтому перед началом тюнинга и других работ следует изучить электрическую схему и точно установить места прокладки тех или иных проводов.

Следует особенно отметить причину, связанную с недостаточными знаниями и квалификацией водителя. Человек берется за самостоятельный ремонт, считает, что все делает правильно, а в конце концов его действия приводят к замыканиям. Многие из них проявляются не сразу, а по мере включения некоторых видов оборудования.

Проверка электропроводки

Как определить короткое замыкание мультиметром

Поиск короткого замыкания при помощи мультиметра

Заранее определить место, в котором есть риск возникновения короткого замыкания, практически невозможно, особенно если проводка новая. Обычно поиском занимаются после выбивания автоматов.

Как найти короткое замыкание в проводке:

  • Зрительный осмотр проводов. Нужно проверить целостность и вид изоляции, отсутствие перегибов кабелей и подгорелой оболочки. Особое внимание следует уделить участкам, в которых проводилось наращивание и соединение проводов. Также нужно искать и проверять места подключения к распределительному щитку, розетке, выключателю.
  • Проверка с помощью специальных приборов – мегаомметров, мультиметров, тестеров. С помощью устройства, показывающего сопротивление цепи, можно найти короткое замыкание. Щупами тестера нужно прикоснуться к фазе и нулю, затем к заземлению. Если на дисплее высвечивается ноль, проводка в порядке. При появлении какого-либо значения можно судить о соприкосновении контактов. Нужно учитывать, что при помощи мультиметра не всегда возможно найти короткое замыкание. Обычно он применяется для участков электрических цепей до 3 метров.
  • Короткое замыкание может происходить не только в электропроводке, но и на самом бытовом приборе, включенном в сеть. Вычислить неполадку тогда несложно – при аварийной ситуации выбьет автомат. Нужно отключить из розеток всю технику, включить автоматический выключатель и поочередно подсоединять к электросети каждое устройство. Методом исключения и будет найден сломавшийся участок цепи.
  • Поиск по звуку. Это ненадежный народный метод, который лучше не использовать. Суть заключается в следующем – при закорачивании контактов происходит характерный треск. По этому признаку находится вышедший из строя участок. Также находят проблемные места по запаху горелой пластмассы.

Если с предохранителями все очень просто и вместо сгоревшего достаточно установить новый, то с электропроводкой все намного сложнее. Основным признаком, по которому определяется короткое замыкание в автомобиле, является повторно сгоревший предохранитель, который был только что заменен. Поэтому причину необходимо искать в проводке, используя для этого метод исключения.

Как определить короткое замыкание мультиметром

В этом случае разные потребители поочередно отключаются от проверяемой линии. Одновременно проверяется целостность проводов. Часто место аварии определяется визуально, по следам подгоревшей и оплавившейся изоляции. Однако, некоторые провода спрятаны слишком далеко, например, под панелью приборов, поэтому приоритет в проверке отдается потребителям.

Поиски необходимо выполнять в определенном порядке, при включенном напряжении. Но эта операция будет невозможна при наличии КЗ, поскольку предохранитель сразу же сгорает. Поэтому вместо предохранителя используется потребитель с высокой мощностью, например, лампа на 55 Вт. К ее выводам подключаются провода при помощи клемм.

Если в проверяемой линии автомобильной проводки присутствует короткое замыкание, то в момент включения лампочка загорится ярким светом на полную мощность. Когда она подключена к исправной линии, то свечение будет тусклым, поскольку ток на этом участке имеет номинальное значение. Так методом исключения можно поочередно узнать состояние всех потребителей.

Когда обнаруживается неисправный проверяемый потребитель, можно попытаться его отремонтировать. Однако, специалисты рекомендуют не рисковать и установить новую деталь. С замыканием шутить не следует, поскольку в другом случае при несчастливом стечении обстоятельств, может сгореть вся проводка и даже сам автомобиль.

Иногда может возникнуть ситуация, когда все потребители уже проверены, а лампочка все равно светит на полную мощность, то есть, причина все еще не найдена. Это указывает на наличие короткого замыкания в самой проводке, а не в потребителях. В этом случае проверка существенно осложняется, поскольку для доступа ко всем линиям придется демонтировать элементы салона и другие детали.

Тем не менее, тестером, если он есть в наличии, можно проверить участки, находящиеся в свободном доступе и существенно сократить поиски. Эти задачи уже более сложные и требуют вмешательства квалифицированных автомобильных электриков. Кроме того, водителю потребуются знания и навыки разборки и сборки различных элементов авто, правила пользования обычным и специальным инструментом.

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Как найти короткое замыкание

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Что такое ток короткого замыкания

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Как рассчитать ток короткого замыкания

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Причины возникновения короткого замыкания

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Режим короткого замыкания

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Формула тока короткого замыкания

Как определить короткое замыкание мультиметром

Для поиска короткого замыкания или обрыва проводки можно использовать прибор «мультиметр».

Если нужно определить только наличие или отсутствие напряжения на участке цепи, то можно использовать специальный световой индикатор 12 В. Также подойдет контрольная лампа, которую можно сделать своими руками. Для этого к автомобильной лампе (не более 4 Вт) следует припаять два провода длиной не менее 50 см.

Расчет тока короткого замыкания

Как определить короткое замыкание мультиметром

Расчет токов короткого замыкания в программе DDECAD

Напряжение короткого замыкания – это напряжение, при котором на замкнутой обмотке трансформатора протекает электрический ток, равный номинальному.

Определять напряжение КЗ можно по падению напряжения на трансформаторе. Эта величина характеризует полное сопротивление обмоток.

Токи, возникающие при коротком замыкании, значительно превышают номинальное значение, на которое рассчитана вся электрическая схема. Они могут выжигать слабые места, разрушать их и приводить к возгоранию.

Чтобы исключить аварийную ситуацию, специалисты на стадии проектирования начинают бороться с дефектом и вычислять теоретическую возможность возникновения больших токов. С учетом рассчитанных данных выбираются силовые элементы и защитные компоненты схем. Борются с токами большой величины и при эксплуатации оборудования.

Расчет тока однофазного КЗ и трехфазного осуществляется с помощью закона Ома, полного сопротивления схемы, силовой характеристики мощности и структуры используемой электроустановки. Точность может отличаться в зависимости от предназначения приборов.

Приборы для поиска неисправностей в электропроводке

При обрыве электрическая цепь размыкается. Часто причиной отсутствия напряжения является плохой контакт в разъеме цепи. Корпус колодки скрывает окислившиеся контакты, поэтому поиск неисправности может занимать длительное время. Обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или проводов.

Чтобы найти обрыв в проверке нужно выставить мультиметр в режиме омметра или прозвонки. Выводы прибора подсоединяем к концам проверяемой цепи:

  • Если обрыва нет – мультиметр подаст звуковой сигнал (в режиме прозвонки) или сопротивление будет минимальным (в режиме омметра).
  • Если в проводке обрыв – звукового сигнала не будет (в режиме прозвонки), а сопротивление будет очень большим (в режиме омметра).

Короткое замыкание – это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.

Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой – к кузову («массе»).

  • Если короткого замыкания на участке цепи нет – прибор не будет подавать звуковых сигналов.
  • Если есть короткое замыкание – мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).

Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.

Напомним, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля (для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).

Как определить короткое замыкание мультиметром

Ключевые слова: универсальная статья

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter..


  • Статистика угонов автомобилей по итогам 2019 года
  • Установка твитеров (пищалок) на штатные места Лада Веста
    Установка твитеров (пищалок) на штатные места Лада Веста

  • Lada XRAY, Hyundai Creta или Renault Kaptur, что лучше выбрать?

  • Если плохо работает подрулевый переключатель (поворотники) на Lada Vesta и XRAY

Возможные последствия

Как определить короткое замыкание мультиметром

Последствия короткого замыкания в электрощитке

Короткое замыкание – это негативное явление, которое может привести к пожару и поломке бытовой техники. Но также можно выделить другие проблемы, вызываемые дефектом:

  • Плавление жил. В случае взрыва они могут причинить вред здоровью людей.
  • Воспламенение изоляции. Актуально для некачественных изоляционных слоев или выполненных из легковоспламеняемых материалов.
  • Поломка техники.

Чтобы не допустить всех негативных последствий, нужно вовремя найти короткое замыкание и устранить его.

Как устранить

Как определить короткое замыкание мультиметром

Замена розетки после короткого замыкания

Когда найдено место, где коротит проводка, нужно провести ее замену и ремонт. Предварительно помещение нужно обесточить и только потом менять проблемный участок. Место соединения двух проводников нужно надежно заизолировать. Также важно правильно выбрать способ создания контакта. Если под действием тока короткого замыкания подгорел выключатель или розетка, рекомендуется приобрести и установить новое изделие. Это дешевле и надежнее, чем чинить сломанный прибор.

В старых домах электропроводка выполнялась из алюминия. Это ненадежный устаревший способ прокладки сетей, поэтому ее нужно полностью заменить. Именно алюминиевая проводка может закоротить.

Профилактика КЗ

Выполнить профилактические действия безопаснее, надежнее и дешевле, чем восстанавливать проводку после КЗ. Периодически нужно проверять розетки. Если они начинают искрить, нужно их ремонтировать или менять.

Если производилась частичная замена проводки, следует проверять надежность мест соединения, целостность изоляционного слоя.

Раз в несколько месяцев следует проверять источники света, осветительную сеть и силовые провода. Короткое замыкание может возникать со временем. Выявить его можно по изменению цвета устройств или их плавлению. В квартире обязательно должны стоять автоматические выключатели. На мощные электроприборы ставятся отдельные средства защиты, которые должны сработать при аварийной ситуации.

При самостоятельном проведении монтажа электропроводки важно правильно рассчитывать сечение кабеля. Если оно не способно выдержать мощность всех подключаемых приборов, будет происходить перегрузка, приводящая к короткому замыканию. Кабели не должны укладываться тесно друг с другом – это может привести к повреждению защитного слоя.

Если надо сверлить стену, следует проверить место самодельным металлоискателем или изучить схему электропроводки. Таким образом можно обнаружить кабель скрытой проводки, который мастер мог бы случайно повредить.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru