Плотность в АКБ: проверка и методы повышения плотности

Информация

Почему снижается плотность электролита

Снижению плотности способствуют такие факторы:

  1. Разряд. При потере заряда снижается и плотность наполнителя. Во процессе зарядки этот параметр постепенно увеличивается. Если батарея утрачивает большую часть емкости, речь идет о падении концентрации кислоты.
  2. Длительная эксплуатация или хранение в условиях низких температур.
  3. Выкипание электролита при перезаряде. Если зарядное устройство подает слишком высокое напряжение, жидкий электролит переходит в газообразное состояние и выводится наружу через имеющиеся на корпусе отверстия.
  4. Частое добавление воды. Водители добавляют жидкость для поддержания стабильного уровня электролита. Не все пользуются ареометром, измеряющим плотность. Вместе с водой выкипает и кислота, что приводит к снижению концентрации.

Пример сульфатации пластин автомобильного аккумулятора.

Чаще всего с целью поддерживать на требуемом уровне количество жидкости внутри автомобильной батареи владельцы машины доливают туда дистиллированную воду. При этом редко проверяется плотность получившегося раствора. Вместе с тем, когда количество дистиллированной воды будет достаточно большим, при подзарядке вместе с этой жидкостью будет выкипать и электролит, что и приводит к снижению его плотности.

Рано или поздно этот показатель упадет ниже критического уровня, и завести транспортное средство уже не получиться.

В таком случае возникает необходимость повысить этот параметр раствора в аккумуляторе, что вернет его работоспособность.

Опасности низкой и высокой концентрации кислоты

Повышенная концентрация электролита становится причиной преждевременного выхода батареи из строя. Кислота разрушает металлические пластины. К воздействию составов на основе серной кислоты чувствительна даже сталь.

Низкая концентрация приводит к таким проблемам:

  1. Сульфатация. На пластинах появляется налет, состоящий из сульфата свинца. Аккумуляторная батарея становится неспособной принимать заряд.
  2. Повышение порога замерзания. Жидкость кристаллизуется уже при -5°С. Лед сдвигает и повреждает металлические детали. При деформации пластин и коротком замыкании емкостей батарею восстановить невозможно. При плотности 1,28 г/см³ электролит замерзнет только при -58°С.
  3. Проблемы при запуске двигателя. Наиболее выражен этот признак в зимний период.
Денсиметр и защитные перчатки с очками

Для проверки плотности электролита используют денсиметр (справа).

Проверка плотности электролита

Определить плотность электролита можно в домашних условиях. Процедуру рекомендуется проводить при комнатной температуре.

Перед началом работы подготавливают такие инструменты:

  1. Защитные перчатки, костюм и очки. В состав наполнителя аккумулятора входит кислота. При попадании на кожу вещество вызывает химический ожог. Опасными являются и пары кислоты, поэтому работают только в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Денсиметр. Прибор используется для измерения плотности. Имеет вид стеклянной трубки с грушей и встроенным ареометром.
Как измерить плотность электролита денсиметром

Для проверки плотности электролита конец денсиметра погружают в ёмкость аккумулятора.

  1. Аккумулятор вынимают из посадочного гнезда. Защитный кожух демонтируют, вывинчивают пробки.
  2. Проверяют уровень электролита. В свинцово-кальциевых батареях раствор должен на 1,5 см закрывать пластины.
  3. Батарею полностью заряжают. Проверку плотности начинают через 5-6 часов после завершения зарядки. При нормальном уровне электролита трубку денсиметра погружают в банки, выкачивая небольшое количество жидкого наполнителя.
  4. Оценивают показатели прибора. Ареометр должен свободно плавать в растворе. Соприкосновение прибора со стенками емкости не допускается. Показания оценивают с учетом температуры окружающей среды.
  5. Проверяют плотность электролита в остальных банках. Показания записывают и сравнивают с нормальной плотностью.

Плотность в АКБ: проверка и методы повышения плотности

Такой способ проверки подходит только для разборной батареи, когда имеется доступ к электролиту. Необслуживаемый аккумулятор снабжен индикатором, цвет которого меняется в зависимости от плотности наполнителя.

Как откорректировать плотность раствора

Нормальное показание лежит в диапазоне 1,25-1,29 г/см³. Если при температуре 25°С отмечается более низкое значение, его нужно повышать. Падение концентрации в одной из банок свидетельствует о коротком замыкании.

В холодное время года плотность наполнителя заряженного аккумулятора должна составлять 1,27 г/см³. Дополнительная корректировка в регионах с суровым климатом при смене сезона не проводится.

Таблица зависимости плотности электролита в аккумуляторе от температуры.

Подготовка к восстановлению батареи

На этапе подготовки выполняют такие действия:

  1. Зарядка батареи. Нельзя начинать восстановление при низком заряде. Добавление электролита способствует резкому повышению концентрации кислоты. Это приводит к разрушению металлических пластин, при котором батарею утилизируют.
  2. Нормализация температуры электролита. Показатель лежит в пределах 20… 25°С. Уровень электролита в каждой банке должен быть нормальным.
  3. Осмотр батареи. Корпус не должен иметь трещин и сколов, особенно возле выводов. Повреждению способствует раскачивание при попытке снять прикипевшую клемму.

Перед тем, как своими силами повышать уровень плотности аккумуляторной батареи, к этому процессу следует тщательно подготовиться. В первую очередь:

  • Замеряется этот основной показатель автомобильной батареи при температуре около 22 градусов. Сделать этом можно при помощи специального прибора – ареометра. При этом работать можно только в перчатках и защитных очках, чтобы избежать возможных ожогов.
  • При приготовлении нового электролита кислота добавляется в воду. Если же сделать наоборот, жидкость начнет кипеть, что может привести к кислотным ожогам.
  • Переворачивать аккумулятор при работе с ним категорически запрещено, поскольку при этом могут посыпаться его пластины, что приведет к выходу прибора из строя.
  • Наперед следует подготовить емкости, в которые будет сливаться старая жидкость и готовиться новая.
  • Потребуются точные расчеты необходимого объема кислоты, поскольку в процессе зарядки плотность жидкости в АКБ возрастет.

Повышение плотности электролита

Если плотность составляет более 1,18, доливают готовый состав с нормальной концентрацией серной кислоты. Процедура включает такие этапы:

  1. Разрядка батареи. Долив электролита проводится только при полном разряде. Для этого АКБ подключают к мощной лампе или другому потребителю энергии.
  2. Подготовка корректирующего компонента. Уровень кислоты в таком средстве должен составлять не менее 1,4 г/см³.
  3. Добавление корректирующего состава. Предварительно откачивают часть имеющегося электролита. Густота раствора должна повыситься до 1,25. Действие выполняется для каждой банки. Объем доливаемой жидкости должен составлять не более 50% от откачанного. После добавления жидкости АКБ встряхивают, давая наполнителю перемешаться.
  4. Зарядка батареи. Аккумулятор оставляют на полчаса, что позволяет концентрации в банках выровняться. Элемент питания подключают к зарядному устройству на 30 минут. Сила тока должна быть минимальной. Через 2 часа после прекращения зарядки замеряют плотность и количество наполнителя. Если концентрация не поднимается, вышеуказанные действия повторяют.

В АКБ есть несколько банок, электролитический раствор есть в каждой из них. Проверять и при необходимости повышать уровень плотности необходимо в каждой банке. Нормальный уровень данного показателя зависит от нескольких факторов, в первую очередь – от температуры воздуха.

Нормальным считается значение 1,25-1,29г/см3. Разница таких показателей между банками не должна превышать 0,1.

Если измерение этого показателя является ниже нормы, нужно повысить плотность электролита в аккумуляторе. При помощи спринцовки из каждой банки выкачивается раствор. При этом набирать нужно как можно большее количество жидкости, измеряя ее объем, чтобы затем долить точно такое же количество свежего электролита.

Залив столько же свежего раствора, сколько было извлечено старого, АКБ хорошенько прокачивается с целью размешивания нового и старого электролита.

После этого снова проводиться измерение этого показателя: если он все еще находиться ниже нормы, все действия повторяются до достижения нужного значения плотности. По завершению при необходимости в банки автомобильной батареи добавляется дистиллированная вода.

Если плотность составляет более 1,18, доливают готовый состав с нормальной концентрацией серной кислоты.

Когда плотность падает до отметки ниже 1,18, добавление кислоты оказывается неэффективным. Для восстановления батареи используют раствор, содержащий большее, чем электролит, количество действующего вещества.

Слив электролита с АКБ

Перед заливкой нового электролита старый нужно слить.

Для замены наполнителя выполняют такие действия:

  1. Слив содержимого. Максимальное количество жидкости выкачивают грушей. Затем аккумулятор помещают в большую емкость и переворачивают на бок. В дне каждой банке формируют небольшое отверстие. Батарею возвращают в прежнее положение и дожидаются вытекания жидкого наполнителя.
  2. Добавление воды. Жидкость заливается через крышки банок для удаления остатков старого наполнителя. Сделанные ранее отверстия закрываются полимерным материалом, устойчивым к воздействию кислот.
  3. Заправка батареи новым раствором. Если все действия выполнены правильно, АКБ становится готовой к использованию. Недостатком метода является снижение срока эксплуатации аккумулятора. Несколько недель устройство проработает, однако потом придется покупать новое.

Как повысить при помощи зарядного устройства

Если концентрация кислоты упала за зиму, ее можно восстановить путем подачи слабого тока. Зарядка занимает не менее 3 суток, она считается эффективной при невозможности восстановления АКБ другими методами. Содержимое набравшей полную мощность батареи при зарядке начинает кипеть. Признаком испарения воды является образование мелких пузырьков на поверхности.

Избыток жидкости испарится, концентрация кислоты увеличится. Общий уровень наполнителя станет маленьким, поэтому придется добавлять готовый аккумуляторный раствор. После завершения процедуры пользуются ареометром. Если показатели прибора слишком низкие, зарядку и добавление электролита повторяют.

Как повысить плотность в аккумуляторе автомобиляСсылка на основную публикацию

Температура -8, крутит генератор слабо. Летом крутил отлично. Аккумулятор TYUMEN BATTERY ПРЕМИУМ 60AH 510A 6СТ-60LAПокупал, устанавливал аккумулятор 2016-11-23 3960 руб.

Замеряем плотность в каждой банке. Во всех банках плотность низкая в “красной” зоне, примерно 1. 2.

Полный размерВо всех банках примерно 1.2Купил Кислотный корректирующий электролит 1.34 г/см3 60 рубООО ТЕКТРОН Ярославск обл г Лушкино 1 литр

Полный размерКислотный корректирующий электролит 1.34 г/см3 60 рубОбьем электролита в аккумуляторе 60AH по некоторым данным примерно 3-3,5 литра.Переворачивать аккумулятор нельзя, полностью слить электролит неудобно, поэтомуслил сколько смог сверку из каждой чашки. Общий обьем слитого получился меньше 1 литра.Залил на его место кислотный корректирующий электролит 1.34 . Весь 1 литр убрался как раз.

По несложным расчетам в экселе теоретически в результате плотность должна получится 1.25

Полный размерВо всех банках примерно 1.26Во всех банках примерно 1.26Во всех чашках плотность находится на границе зеленый-белый это 1.260-1.265 г/см3.Плотность для нашей полосы думаю маловата. Все это делал 2018-11-30.Вчера утром было -20 градусов. При такой температуре еле завелся.Но надо сказать с 2018-11-30 аккумулятор не снимал домой на полную зарядку.Плотность 1.

Плотность в АКБ: проверка и методы повышения плотности

26 для -20 градусов наверное маловата. Надо еще повторить процедуру.Но пока, взял аккумулятор домой, зарядил зарядным устройством.Утром на теплом заряженном аккумуляторе завелся легко.===Добавлено 2019-01-26 08:37Выскажу несколько спорных мнений.Есть такое мнение, необходимая плотность электролита зависит о температуры окружающего воздуха,то есть от климатической зоны.

При низкой концентрации (имеется ввиду изначальная концентрация электролита) электролита аккумулятор дольше хранится. А от даты производства до даты покупки проходит время. Поэтому производителистараются концентрацию делать как можно меньше.

================================== 2019-01-28 14:43 ДОБАВЛЕНОНачитавшись критических замечаний (ниже в коментариях) а также начившись интернет, понял -мне надо делать десульфурациюи этим поднимать плотность электролита. Причем дусультвацию надо делать малым током не 4 часа как я делал ранее,а гораздо дольше (возможно несколько дней). В итоге занял этот процесс у меня два световых дня.

В суботу, в первый день ариометра у меня не было и подробнопроцесс я не записывал. В воскресенье появился ариометр. Я контролировал плотность, ток, напряжение.

Результаты наблюдения за врой день (воскресенье) на рисунке.

Зарядка аккумулятора постоянным током 1ю5 ампер. Ось X минутыНачальная плотность (10 часов утра) примерно 1.23. В серидине дня (13:47) примерно 1.24. В 17 часов 1.25.Вечером в 21:00 1.26-1.27.Зарядку делал постоянм током -1.25 ампер. Напряжение при этом “колбасило” у значения 14.18 вольт.Аккумулятор при таком токе не грелся.

Напряжение после “остывания” от процесса зарядки аккумулятора составила 12.72. Это тоже близко к норме.

Изменение плотности в течении зарядки аккумулятора (На протяжении 10 часов)Несколько слов о моих ошибках и теории процесса.В процессе разряда аккумулятора на поверхности электродов образуются сульфаты свинца.Это нормальный естественный процесс. НО! На поверхности образуются “маленькие” и “большие” кристаллы.

Дело в том что маленькие кристаллы растворяются (переходят обратно в раствор) при зарядке аккумулятора.А большие кристаллы при зарядке не растворяются. Так как часть “кислоты” осаждается на электродах, в растворе ее становитсяменьше и плотность электролита уменьшается. Сульфат не проводит ток. Наличие этих сульфатов на поверхности уменьшаетплощадь активной поверхности электродов.

Что ухудшает характеристики аккумулятора, в первую такую важную характеристику какемкость аккумулятора.Когда “засульфатирование” поверхности “большими” кристаллами становится критически много аккумулятор надо менять.В 99% случаев аккумулятор меняется именно по этой причине.Электролит плотностью 1.27. представляет собой 38% раствор серной кислоты (по массе).Упрошенно можно сказать что в 1 литре находится 380 грамм “кислоты”.

Если плотность электролита уменьшается с 1.27 на 1.26 получается что на пластинах осело 24 грамм.

За счет увеличения вязкости электролита, за счет уменьшения электропроводности электролита аккумулятор также теряет емкость. Так утверждается что при уменьшении температуры на 1градус емкость аккумулятора уменьшается на 1%. Если взять диапазон от плюс 20 до минус 20 мы теряем 40% емкости аккумулятора.

Но это при плотности 1. 27. Если плотность меньше 1.

Предположим что при плотности 1.25 еще потеряли 15% за счет вязкости и электропроводности.

Таким образом имеем потери емкости40% за счет низкой температуры,20% за счет сульфации пластин15% за счет пониженной плотности,Итого потеряли 70%Соответственно можно упрошено можно допустить что пусковой ток стартера также упадет на 70%.Это достаточно упрощеные вычисления.Соответственно на оставшейся емкости в 25% аккумулятору не легко крутить стартер.Литорический вопросМожно ли повышать плотность электролита добавление корректирующего электролита?

Читаем инструкцию — в аккумулятор добавляется только дистиллированная вода! Если сейчас скажу что можно, меня профессионалы тут же закидают меня шапками.В принципе они правы. Необходимо все сульфаты растворить в электролите.Если увеличить концентрацию электролита, а потом зарядкой сульфаты растворятся, высокая концентрация электролита зашкалит.

Это чревато разрушением пластин.Но разберем суть подробнее.Предположим что плотность упала с 1.27 до 1.25. И величина (разница) 0.02 дает представление о количестве сульфатов наэлектродах. Предположим что все эти сульфаты “большие” кристаллы. Следовательно ни какой зарядкой вы плотность уже не увеличите.

Предположим температура воздуха -20 градусов, плотность электролита 1,245 ( это 80% заряда)Рассмотрим два варианта.1) вариант (не добавили корректирующего электролита)Мы потеряли1- за счет температуры мы потеряли 40% емкости (условно будем считать пусковой ток тоже уменьшился тоже на 40%)2- потеряли 20% за счет “больших” кристаллитов (Плотность 1,245 соответствует 80% зарядки и соответствует напряжению 12,5)3- потеряли 15% за счет увеличения вязкости и уменьшения электропроводности электролита (Это приблизительно, точных цифр нет )2) вариант ( добавили корректирующего электролита)Мы потеряли1- за счет температуры мы потеряли 40% емкости (условно будем считать пусковой ток тоже уменьшился на 40%)2- потеряли 20% за счет “больших” кристалловПотери за счет увеличения вязкости и уменьшения электропроводности электролита нет.

При этом при зарядке “большие” сульфаты уже не когда не растворятся, “зашкалить” высокую концентрацию мы не сможем.

Определение емкости аккумулятора. Существуют две стандартные методики определения емкости аккумулятора — 10 часовая и 20 часовая. В первом случае определяется количество тока от полностью заряжетного аккумулятора до 10 вольт(может меньше, не помню) за 10 часов разрядки.

А вторая при 20 часов разрадки. В принципе емкость рассчитаная по разным методикам разная. Может получится при 20 часовой методи емкостьсотавит 60 часов, а при 10 часовой 53 Амперчас.

Указанная на аккумуляторе величина 60 амперчас неизвестно по какой методике расчитана. По методике также определено что аккумулятор должен крутить аккумулятор в течении 60 секунд. Точнее 5 раз по 10.

Но это все для полностью исправного аккумулятора. Если определенном сроке эксплуатации емкость составит 30%О влиянии концентрации на срок службы пластинПериодически процесс сульфации десульфации на поверхности пластин постепенно разрушает эти пластины.Пластины просто потихоньку осыпаются.При чем выше концентрация электролита тем быстрее идет процесс разрушения.

Теоретически для увеличения срока службы аккумулятора можно на летний теплый период уменьшать концентрацию,а на зимний холодный период увеличивать концентрацию. Но это дело гиморойное.Еще нечестные производители могут специально занижать концентрацию электролита с целью увеличениясрока хранения аккумулятора до момента продажи.

Весь этот материал изложен не строгим научно техническим языком а очень банальным простым для понимания происходящих процессов.Могут быть вопросы к приведенным цифрами. Но, надеюсь суть происходящих процессов в основном изложена правильно. Цена вопроса: 60 ₽ Пробег: 123990 км

Наверняка большинство автомобилистов сталкивались с ситуацией, когда оставленная на некоторое время машина перестает заводиться. При этом стартер может вообще не подавать каких-либо признаков жизни. Основной причиной этому, скорее всего, является аккумуляторная батарея, что за несколько дней полностью разрядился.

Попытка зарядить ее в этом случае не приведет к положительному результату. Подобная проблема является результатом снижения плотности электролита, что залит в банки батареи …Ведь эта жидкость, по сути является катализатором электрохимического процесса, без нее аккумулятор это набор свинца и пластика, который работать не будет.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru