Возможна ли замена запорных устройств на пропановых баллонах в кустарных условиях?

Информация

Руководство по самостоятельному устранению неисправности газового вентиля

На производстве степень герметичности оборудования проверяют сжатым воздухом – проводят пневмоиспытания. В быту такой возможности нет, поэтому можно использовать мыльный раствор. Жидкость наносят на все детали вентиля. При наличии протечки раствор начинает пузыриться. Проверять вентиль рекомендуется несколько раз подряд в открытом и закрытом состоянии. Для каждой новой проверки используют новую пену. Проверять герметичность спичкой или зажигалкой нельзя – существует риск возгорания и даже взрыва.

  • запрещается пользоваться неисправными газовыми баллонами;
  • запрещается хранить баллоны в местах постоянного проживания людей;
  • нельзя открывать вентиль очень быстро: наэлектризованная струей газа головка может стать причиной взрыва;
  • периодически проверять исправность и герметичность вентиля;
  • запрещается использование или нахождение на одном рабочем месте двух пропан-бутановых баллонов одновременно.

Современный газовый баллон соответствует ГОСТ 949-72 и представляет собой прочный цельносварной элемент из углеродистой либо легированной стали. Согласно стандарту, толщина стенок баллона не может быть меньше 2 миллиметров. Для того, чтобы находящийся внутри газ давил одинаково на верхнюю и нижнюю части, их делают вогнутой и выпуклой.

Сами баллоны, в зависимости от находящегося в них веществе и его количества могут иметь разные размеры, форму и цвет. Но одно остается неизменным – любой газовый баллон обязательно должен иметь паспортные данные, присваиваемые на заводе. В верхней части находится горловина, снабженная резьбой, в которую и вставляется вентиль.

  • Неисправность вентиля – не поворачивается маховик или присутствуют иные проблемы;
  • Коррозия, вмятины или прочие повреждения на теле баллона и вентильной части;
  • Просрочена дата освидетельствования;
  • Чувствуется газ в воздухе;
  • Криво установленный или поврежденный башмак баллона;
  • На штуцере нет заглушки.

Плотность соединений и отсутствие утечек газа после присоединения редуктора проверяется с помощью мыльной пены, которая губкой наносится на все соединения (вентиль, накидную гайку, корпус редуктора, на соединение редуктора с отходящим шлангом).

Схема пожаробезопасности при работе с газовыми баллонами: (1-Не открывай вентиль резко! Струя газа наэлектризовывает горловину баллона и редуктор, может вызвать из воспламенение и взрыв;2- Не допускай нахождения на рабочем месте более 1 баллона с пропан бутаном; 3-Не реже одного раза в квартал проверяй предохранительный клапан принудительным открыванием; 4- проверка утечки газа )

Затем вентиль баллона открывается и ведется визуальное наблюдение за пеной. При герметичности соединения утечки газа, как правило, не наблюдается — пена оседает, пузыри и вздутия отсутствуют. Если же появится и будет расти хоть один пузырек, необходимо завернуть вентиль и устранить недоделки. В любом случае такая проверка производится не менее двух раз подряд, причем мыльный раствор каждый раз наносится заново.

Верхом неосторожности является проверка герметичности соединений с помощью спичек или электрического разряда.Обычно владельцев газовых баллонов не волнует замена вентиля на пропановом баллоне с последующей проверкой резьбы вентиля на течь, поскольку подобные операции производятся специалистами газозаправочных станций с применением специального оборудования.

При проверке герметичности соединения вентиля потребуется закачать в газовый баллон газ под давлением. Это можно сделать двумя способами:

  1. Закачать газ с помощью компрессорного оборудования или автомобильного насоса.
  2. Соединить шлангом два баллона, первый из которых пустой (тестируемый), а второй – заполненный газом.

Сначала, нужно под контролем манометра наполнить тестируемый баллон газом с давлением 1,5-2 атмосферы. После этого на соединение наносится мыльная пена и немного приоткрывается кран. Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.

При погружении вентиля в воду желательно закрыть боковой штуцер заглушкой, чтобы вода и содержащиеся в ней взвешенные частицы не попали в запирающий механизм

Если баллон небольшой, то можно погрузить его вентиль в небольшой тазик с водой и посмотреть наличие пузырьков.

После замены запорной арматуры в паспорте газовых баллонов обязательно проставляется соответствующая отметка.

Сам по себе баллон цельный, и что-то сломаться там вряд ли может. Поэтому основное количество неисправностей касается газовых вентилей.

Порядок действий:

  • Ремонт осуществляется в хорошо проветриваемом помещении;
  • Открываем запорный узел, чтобы дать остаткам газа выйти наружу;
  • Чтобы вывернуть вентиль вручную или газовым ключом, необходимо прогреть этот элемент. В этом случае никакой опасности нет, так как в баллоне находятся только газовые пары, а не их смесь с воздухом, которая и является взрывоопасной в первую очередь. Единственное, за чем необходимо следить – умеренный нагрев конструкции, так как перегрев может повысить давление в баллоне. Смысл прогрева заключается в том, что металл расширяется и вентиль становится возможно выкрутить даже вручную, либо с небольшим усилием рычага в виде того же газового ключа;
  • После снятия элемента конический штуцер герметизируют – на него накладывается уплотнитель, либо фторопластовая лента;
  • Монтируется новый вентиль, после чего факт и время ремонта заносятся в паспорт баллона. Монтаж осуществляется специальным динамометрическим ключом, который дает возможность правильно дозировать усилия и не сорвать резьбу. Максимальное разрешенное в этом случае давление составляет 480 Нм для стальных, и 250 для латунных вентилей;
  • Сняв вентиль с баллона, необходимо слить из него конденсат, если речь идет о широко используемом нами пропан-бутане.  Данная процедура практически никем не выполняется, несмотря на то, что она крайне желательна. Однако сливать необходимо вдали от жилых домов, так как конденсат сей имеет крайне неприятный запах.

В целом же, редуктор, который является неразборным, необходимо менять раз в шесть лет. Что касается шлангов, то они должны быть армированные и подлежать осмотру не ранее, чем один раз в полгода при замене баллона.

КОНСТРУКЦИЯ ВЕНТИЛЯ

В стандартном варианте газовые баллоны с пропаном объемом до 27 литров комплектуются клапанами КБ-2 или вентилями ВБ-2. Второй вариант считается более надежным. К вентилю присоединяется редуктор с помощью резьбы штуцера и накидной гайки. Степень герметичности соединения регулируется рожковым ключом.

Соединения с клапаном не всегда герметичные и часто приводят к утечке газа.

Конструктивно вентиль состоит из следующих элементов:

  • стального корпуса в форме тройника с резьбой;
  • запорной части;
  • маховика;
  • уплотнителей.

Возможна ли замена запорных устройств на пропановых баллонах в кустарных условиях?

Тип вентиля должен соответствовать характеристикам содержимого емкости и самого баллона.

Цвет баллона говорит о том, какой газ там находится:

  • красный цвет – пропан-бутан;
  • черный – азот;
  • синий цвет – кислород;
  • зеленый – водород;
  • белый цвет – ацетилен.

Как различить бракованное или контрафактное изделие?

В первую очередь смотрите на этикетку. Ее основная надпись должна занимать две трети общей площади этикетки и при этом высота букв должна составлять ровно 6 сантиметров. Таковы стандарты. В обязательном порядке присутствует следующее: номер емкости, товарный знак производителя, масса пустого изделия, указание вместительности баллона, даты выпуска и освидетельствования (прошедшего и следующего), пробное гидравлическое давление и прочее.

Современные сертифицированные производители баллонов выпускают эффективные конструкции, соответствующие требованиям ГОСТ. Если перед вами контрафактное изделие, то его очень легко определить. Нужно всего лишь знать основные стандарты.

Основной текст на этикетке должен занимать 2/3 ее площади. Причем все буквы должны быть одинаковой высоты, равной 6 см. Надпись должна содержать информацию о массе пустого и вместительности полного баллона, должна быть указана дата выпуска и технического осмотра, товарный знак производителя, а также другая информация.

О неисправности баллона говорят следующие факты:

  • на самом вентиле не прокручивается маховик
  • на поверхности емкости или вентиле невооруженном глазом видны механические деформации: царапины, потертости, трещины, вмятины, следы коррозии.
  • надпись на этикетке гласит о том, что дата технического осмотра была просрочена;
  • в воздухе ощущается запах газа;
  • башмак баллона установлен неправильно или поврежден;
  • штуцер не имеет заглушки.

Важная информация для потребителей. Давление в баллоне должно оставаться всегда! Емкость нельзя опустошать полностью!

Руководство по самостоятельному устранению неисправности газового вентиля

Возможна ли замена запорных устройств на пропановых баллонах в кустарных условиях?

Существует негласный запрет на проведение подобных работ, особенно в домашних условиях, но иногда просто нет другого выхода, кроме как провести замену самостоятельно. Важно помнить, что замена вентиля газового баллона своими руками требует от человека максимального соблюдения техники безопасности, поскольку от его действий напрямую зависит здоровье и жизнь других людей.

В первую очередь необходимо следить за пожарной безопасностью. Нельзя открывать вентиль резко, также в момент осуществления замены требуется убедиться, что в помещении нет других баллонов. Ситуации, когда необходимо провести замену вентиля, не являются редкостью. При всей кажущейся сложности, процедура замены достаточна проста и доступна.

Замена вентиля на газовом баллоне должна производиться без спешки, так как необходимо следить за соблюдением технических данных элемента. Основные показатели таковы: вентиль пропановый  — рабочее давлением до 1,6 МПа. Замена вентиля на газовом баллоне самостоятельно требует, чтобы давление не превышало этих значений.

Таким образом, замена вентиля на газовом баллоне вполне осуществима и без помощи специалистов. Однако, если присутствует неуверенность в собственных силах, знании или возможностях, то лучше доверить работу мастеру.

Перед закручиванием вентиля все соединяемые детали должны быть обезжирены для предотвращения засорения запорного механизма. Для этого можно использовать тряпку с обычным моющим средством или смоченную уайт-спиртом. После этого следует промыть поверхности обычной водой и дать им высохнуть.

Новый вентиль никогда не прикручивается к баллону на голую резьбу. Обязательно необходимо использовать уплотнитель: специальную резьбовую смазку или фторопластовую фум-ленту. Их наносят на нижний штуцер и только после этого закручивают вентиль.

Между вентилем и корпусом баллона не предполагается использования дополнительных прокладок, будет достаточно уплотнителя и соответствующего зажимного усилия

Толщина газовой фум-ленты больше сантехнической и составляет 0,1 – 0,25 мм, а её бобина должна быть желтого цвета. Наматывается лента с натяжением в 3-4 слоя. Лучше лишний раз её перекрутить при разрыве, чем сделать уплотнение рыхлым.

Зажимать вентиль желательно динамометрическим ключом. Стальная запорная арматура прикручивается с максимальным усилием 480 Нм, а латунная – 250 Нм. После зажима вентиля можно переходить к последующим действиям по тестированию герметичности получившегося соединения.

Правилами безопасной эксплуатации самостоятельная установка вентиля на газовые баллоны категорически запрещена. Если ситуация безвыходная, можно крайне аккуратно попробовать заменить устройство самостоятельно. Технически сама работа не сложная, но нарушение герметичности баллона всегда сопряжено с риском.

Для начала стоит рассмотреть процесс замены вентиля мастером на специализированном предприятии. Снятие арматуры выполняется с помощью ключа для баллонных вентилей. Для монтажа используют динамический ключ. Усилие затяжки не должно превышать 250 Н для латунной арматуры и 480 Н для стальной. Перед доставкой газового баллона резьбу уплотняют краской.

В кустарных условиях снять и установить вентиль можно попытаться вручную. Для повышения герметичности используют ленту ФУМ.

Процесс замены будет выглядеть следующим образом:

  • баллон полностью освобождают от газа вдали от жилых помещений;
  • аккуратно выкручивают вентиль;
  • плавно снимают устройство, не повреждая корпус;
  • выливают газовый конденсат;
  • устанавливают новый вентиль;
  • проверяют герметичность устройства.

Важная информация для потребителей ! Менять вентиль на баллоне должны строго специалисты. Существует негласный запрет на подобную деятельность непрофессионалами. Однако бывают случаи, когда просто нет другого выхода, кроме как сделать эту работу самостоятельно. На этом видео показано, как открутить вентиль (клапан) на баллоне с помощью подручных средств в дачных или гаражных условиях.

Виды и устройство вентилей

Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег. Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и внутреннего устройства вентилей.

Возможна ли замена запорных устройств на пропановых баллонах в кустарных условиях?

Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.

Газовый вентиль модели ВБ-2. Эта модель вентиля положительно зарекомендовала себя ещё в советское время. Уже десятилетия она используется в быту и промышленности, принося минимум проблем

Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов. Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:

  1. Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
  2. Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
  3. Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.

Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.

Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.

Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устройство крана для газового баллона довольно простое. Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:

  1. Латунный или стальной корпус.
  2. Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
  3. Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
  4. Уплотнительные прокладки.
  5. Заглушка на выпускное отверстие.

Более подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.

Галерея изображений

Фото из

Спуск ядовитых газов через предохранительный клапан может навредить здоровью даже на открытом пространстве

В ацетиленовых вентилях используют максимум уплотнителей, чтобы ядовитые газы не попали наружу

Прокладки в таком вентиле не должны быть из чистой резины, потому что она способна взаимодействовать с кислородом

Уплотнители на пропановых баллонах простые, потому они должны выдерживать максимальное давление всего в 16 атмосфер

Как поменять вентиль на баллоне с пропаном?

Изношенные вентили могут пропускать небольшое количество газа, что в закрытых помещениях может привести к непредсказуемым последствиям. Для предупреждения таких ситуаций используется заглушка на боковом штуцере, которая служит для дополнительной герметизации баллона при транспортировке и длительном хранении.

Направление резьбы на выпускных отверстиях зависит от химических веществ, которые содержатся в баллонах: правое используется для негорючих газов (кислород, азот, аргон и т.д.), а левое – для горючих (водород, ацетилен, пропан и т.д.)

Принцип работы газового вентиля в собранном виде ничем не примечателен. Для подачи газа и его перекрытия достаточно просто медленно поворачивать маховик в соответствующую сторону.

Руководство по откручиванию вентиля

Дополнительный запас герметичности не бывает лишним, но при замене запорной арматуры на газовом баллоне прочность её крепления может стать большой проблемой. Сложность заключается в фиксации корпуса баллона таким образом, чтобы он не проворачивался при откручивании вентиля ключом. Именно с учетом этой проблемы и будет рассмотрены дальнейшие пошаговые действия по замене запорной арматуры.

Зафиксировать корпус газового баллона можно множеством способов, рассмотрим некоторые из них.

Понадобятся такие инструменты и материалы: трубный ключ, два болта длиной от 20 мм с двумя гайками и металлический уголковый профиль длиной не менее метра. Вместо уголка можно использовать любое другое изделие, в котором не жалко просверлить две небольшие дырки.

Как поменять вентиль на баллоне с пропаном?

Далее нужно измерить расстояние между двумя ближайшими отверстиями на башмаке баллона и просверлить соответствующие дырки с одного края металлического профиля. После этого прикрутить железную планку к корпусу баллона с помощью болтов и положить его на бок. Такая конструкция не позволит баллону прокручиваться.

Затем нужно поставить ногу на металлический профиль, а рукой, с помощью ключа, аккуратно откручивать вентиль.

Пошаговая фотоинструкция процесса представлена ниже.

В начале необходимо положить баллон на бок и убедиться в наличии отверстий в башмаке

В основании башмака 50-литрового газового баллона обычно имеется 4 отверстия

Для крепления металлической планки к баллону подойдут старые и ржавые болты

Сверлить отверстия в металлической планке нужно максимально близко к её краю

Фиксирующие металлическую планку гайки достаточно зажать ручным усилием без использования ключа

Для откручивания вентиля можно использовать обычный разводной ключ, но присоединить к нему рычаг будет проблематично

Увеличивать нажим на ключ необходимо медленно, без рывков, чтобы не повредить резьбу

Газовый вентиль в конце процесса быстрее выкрутить руками, сэкономив немного времени

Шаг 1: Подготовка баллона к замене вентиля

Шаг 2: Проверка отверстия в башмаке баллона

Шаг 3: Подготовка крепежа для сборки устройства

gbv 1

Шаг 4: Сверление отверстия в металлической планке

Шаг 5: Прикручивание металлической планки к баллону

Шаг 6: Насаживание трубного ключа на вентиль

Шаг 7: Откручивание вентиля с фиксацией планкой

Шаг 8: Окончательное выкручивание вентиля руками

Этот метод довольно опасный, поэтому должен использоваться только профессиональным сварщиком с максимальной осторожностью. Башмак прихватывается в двух местах так, чтобы после откручивания вентиля можно было легко сорвать баллон с основания.

После приваривания корпуса арматура аккуратно откручивается с помощью трубного ключа. Затем внутреннюю резьбу баллона следует очистить от остатков уплотнителя.

Описанными вариантами способы фиксации газового баллона не ограничиваются. Для его закрепления можно использовать много альтернативных методов.

gbv 2

На дне баллона иногда скапливается жидкий водяной конденсат, поэтому после извлечения вентиля обязательно нужно перевернуть емкость, чтобы из нее могла вытечь вода.

Выводы и полезное видео по теме

Представленные видеоматериалы позволяют воочию увидеть все детали и сложности при замене вентиля на газовых баллонах.

При выполнении работ по замене газового вентиля нужно не спешить и обдумать каждое последующее действие и его последствия. Даже при соблюдении всех мер предосторожности описанные манипуляции с газовым оборудованием являются для новичка довольно опасным делом. Лучше всего доверить выполнять эти работы профессионалам, которые произведут их на специализированном стенде.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru