Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Информация

Правила пользования прозвонкой

Единственное правило, которое необходимо запомнить, проводить процесс прозвонки разрешается только в полностью обесточенной цепи.

Обратите внимание! Если проверять провода под напряжением, можно получить удар током, а в некоторых случаях вызвать пожар.

Ниже подробно описано как как проверить провод мультиметром и без него.

Поэтапный процесс работы:

  • перед началом работы необходимо повернуть рукоятку мультиметра в нужное положение;
  • подсоединить концы щупов в необходимые гнёзда. Чёрный щуп в гнездо, указанное как СОМ (в некоторых случаях обозначается как «*» или точкой заземления), а красный — в гнездо, где стоит символ Ω (иногда указывается как R). Необходимо подчеркнуть, что символ Ω может быть нарисован как одиночно, так и в совокупности с обозначениями других знаков (V, mА). Такое расположение проводов, поможет придерживаться полярности при проведении будущих замеров;
Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Как подключать щупы

  • включить мультиметр. В основном для этого есть отдельная кнопка или работа может начинаться автоматически при повороте рукоятки в необходимое положение;
  • закрыть измерительные концы друг с другом. Если слышен сигнал, значит, устройство правильно работает;
  • взять тестируемый провод (заранее зачистить его от изоляции). Дотронуться измерительными щупами к оголённым местам кабеля;
  • в случае исправности прозвучит звук, а показания мультиметра будут нулевые или покажут на сопротивление. Если на экране будет указано 1 и не последует звуков, то значит, что проверенный кабель оборван.
Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Схема устройства с лампочкой

  • классическая батарейка питания (желательно брать квадратную на 4,5Вольт);
  • обычная лампочка на 4 Вольт, через нее диагностируется (контролируется) линейный участок кабеля;
  • пара соединительных кабелей и коннектор захватывающего вида.

После подготовки инструментов для работы, с их помощью необходимо собрать простую измерительную цепь. При, верно, собранной цепи и в случае исправности провода, лампа будет работать. Если на участке есть дефект, то лампочка не загорится.

Как определить короткое замыкание

Пошаговая инструкция как определить короткое замыкание мультиметром:

  • при выключенных электрических приборах и сети нужно замерить сопротивление цепи в отдельных узлах. По возможности желательно применять электросхему электрического снабжения дома или квартиры. Если показывается большое сопротивление, то этот участок исправен. А в местах с КЗ, сопротивление будет равняться 0. Однако устройство может высвечивать и большой показатель сопротивления, в основном если до короткого замыкания большое расстояние. Для такого варианта желательно применять мегаомметр;
Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Тестер для изоляции мегаомметр

  • если таких приборов нет, то можно применять контрольную лампу с независимым источником тока. Можно оснастить для этого щупами обычный фонарик (лампочка должна работать при соединении штырьков друг с другом). Замыкая один за другим нужные жилы сети на соединениях распределительных коробок, по работающей лампе можно обнаружить КЗ;
  • убрать испорченный кабель. Выполнение точечного монтажа электро проводки не нужно выполнять. Во-первых, скрытая проводка располагается под облицовочным материалом, а это дополнительные траты на монтажные работы. Во-вторых — рекомендуется заменить весь испорченный кабель, так как КЗ может снова повториться. Желательно новый кабель расположить за плинтусом. Применяя специальный короб, подсоединить его в розетку.
Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Прозвонка проводки через розетку

В основном этот процесс выполняется при помощи мультиметра. Этот прибор стоит достаточно дешево, поэтому желательно иметь его в своем наборе инструментов.

Самый легкий вариант прозвонки, это выполнить ее на этапе прокладки. Как правильно это сделать:

  • проверить провод на целесообразность заявленной мощности. Сечение проволоки будет равно общей мощности электрических приборов, которые будут применяться в этой сети;
  • проверить изоляцию кабеля на целостность. Это можно сделать визуально;
  • замерить сопротивление изоляции мегаомметром. Для электрической цепи со стандартным напряжением 220 В сопротивление не должно превышать 0,5–1 МОм;
  • правильно проверить сеть под максимальной нагрузкой. Для нужно включить все приборы в нее сразу.
Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Проверка целостности цепи

Также можно прозвонить проводку с помощью розетки. Ручку диапазонов переместить в положение измерения напряжения переменного тока. Необходимо выставить показатель 750 В. Щупы устройства подсоединяются в дырки розетки. Напряжение должно показывать 220 В. Максимальная погрешность — 10%. Если она превышает допустимое отклонение, то необходимо применять сетевые фильтры для подключения бытовых приборов.

Для тестирования целостности электрической проводки необходимо использовать цифровой мультиметр, работающий в режиме замера сопротивления. При проведении проверки нужно сделать замкнутую цепь, которая состоит из самого устройства, двух измерительных «щупов» и тестируемого провода.

Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Прозвонка от АКБ

Внимание! Во время работы по испытуемому участку пускается малый по величине электрический ток, а прибор будет узнавать показатель его внутреннего сопротивления. Такой вариант подходит для тех, кто не имеет особых навыков в электрике.

Пошаговый процесс:

  1. Прибор настроить рукояткой в режим измерения напряжения;
  2. Конец устройства подсоединить к массе автомобиля или на минус АКБ. Отличительной чертой питающей пары в машине будет то, что отрицательный провод или сильно короткий, или полностью отсутствует;
  3. Второй щуп касается подводящего провода. Он должен быть отключен от зажима устройства.

Соблюдение техники безопасности и правил работы с мультиметром

Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Все работы с электрикой нужно проводить в обесточенном помещении

Прозванивать электрические провода и работать с мультиметром необходимо, следуя правилам безопасности:

  1. Тестирование элементов, отсоединенных от цепи, для предотвращения их влияния на схему.
  2. Обесточить цепь, отключив автоматы питания в распредщите.
  3. Разрядить конденсаторы, закоротив их, для предотвращения искажения данных.
  4. Учитывать искажение результатов от диодов сети.
  5. Утечки тока при касании руками к проводам и кончику зонда приведут к неправильным результатам.
  6. Использовать на концах измерителей наконечники-крокодилы для надежности контактов.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при работе с мультиметром:

  • лучшим методом будет использование так называемых крокодилов, которые упростят работу. Они сделают контакт прочнее и не занимают руки во время работы;
  • перед прозвонкой цепи ее нужно отключить от сети. Необходимо убрать из цепи даже простые батарейки, а если есть конденсаторы, то их нужно замкнуть, таким образом разрядив. Если пропустить этот нюанс, то прибор испортится;
  • в процессе проверки длинного провода запрещено касаться руками к оголенным местам, так как показатели могут дать погрешность.
Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Токоизмерительные клещи

В заключении необходимо отметить, пользоваться мультиметром достаточно просто. Необходимо соблюдать все правила безопасности и указания. Это устройство рекомендуется иметь в каждом доме и время от времени определять есть ли наличие короткого замыкания или неисправностей.

Необходимость прозвонки провода

Прозвонка сетевого кабеля мультиметром

Процесс прозвонки предусматривает появления зуммера, если на тестируемых участках присутствует электрическая связь. Проверка выполняется в следующих случаях:

  • Не работает выключатель или розетка. Изначально нужно осмотреть соединения в распредкоробе, проверить лампу. Затем прозванивается провод – мультиметр даст сигнал о проблеме.
  • Перегружена сеть. Применение мощного перфоратора для сверления стен может стать причиной разрыва электросвязи.
  • Короткое замыкание. Чаще всего наблюдается при перегрузке линии или в результате устаревания проводки.
  • Поиск жил в больших зонах магистрали. Прибор используется в случаях невозможности определения проводника по цветной маркировке.
  • Поломки бытовой техники. Прозвонка определяется работоспособность выключателей, ламп, утюгов.
  • Ремонт и пайка плат. Тестирование схемы мультиметром – обязательный этап работ.

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Особенности прозвонки и проверки сопротивления

I = U/R, где I – сила тока, U – напряжение и R – сопротивление.

Тестер работает по данному принципу. Имея два параметра, легко рассчитать третий. Источник питания мультиметра генерирует напряжение и подает ток. Замеры сопротивления отображаются на дисплее:

  • нули – реальная величина меньше используемой;
  • цифры с первым разрядом нуля – показатель меньше на 1 деление;
  • цифры больше 1 – замеры точные.

После сопоставления исходных данных с величиной потерь объекта замеров можно вычислить конечный результат.

Маркировка сопротивления на цифровых моделях – Ω.

Порядок настройки прибора перед тестированием

Чтобы проверить провод на обрыв мультиметром, понадобится:

  1. Установить переключатель в режим прозвонки «-{amp}gt;Ι-» и активировать зуммер.
  2. Поставить концы измерительных зондов с щупами в гнезда. Красный располагается в отверстии VΩmA, черный – в СОМ. Это нужно для соблюдения полярности замеров.
  3. Протестировать сам аппарат на предмет неисправности путем замыкания красного и черного щупов друг с другом. Будет слышен звуковой сигнал, а на дисплее появится 0 либо близкое к нему значение.

Пример прозвонки проводов

Прозвонка проводов в режиме зуммера

Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Конкретным примером работы с тестером будет стандартная электросеть. Квартира подключена к ней согласно нормативам, потребители сгруппированы, каждая линия запитана через индивидуальный автомат в распредщите.

Ситуация: в одном помещении не работает розетка. Задачей пользователя будет найти причину сбоя. Для ее решения потребуется:

  1. Посмотреть, сработала ли автоматика в щите. Если элементы включены, обесточить конкретную линию или квартиру полностью.
  2. Удалить розетку из подрозетника, произвести визуальный осмотр на предмет внешних дефектов и качества контактов.
  3. У современных моделей прозвонить клеммники-зажимы.
  4. Если у розетки нет поломок, протестировать качество соединения проводников в распределительной коробке рядом с розеткой.
  5. Основной кабель в распредкоробе должен разрываться, соединяться с жилами под розетку и отводится на следующий потребитель.
  6. В распределительном коробе расположены 3 скрутки – нейтраль, земля и фаза. Кончиком щупа нужно прикоснуться к оголенной скрутке.
  7. Вторым кончиком прозваниваются по очереди контакты розетки. Можно зафиксировать один зонд на контакте, а вторым проверить скрутку.

Клеммники у стандартных розеток отсутствуют.

Процесс прозвонки проводов

Измерения имеют несколько нюансов:

  • Если скрутка без дефектов, имеется смысл теста проводки под напряжением. Нужно подать ток путем включения щитковых автоматов.
  • При сомнениях в цветовой маркировке фазу определяют касанием индикаторной отвертки – диод должен загореться.
  • Рабочее и защитное зануление проверяются в режиме ACV больше 220 В. Красный щуп находится на фазе, черный используется для поиска нуля и земли. Рабочее зануление N отражено в диапазоне 220 А, защитное PE – менее 220 В.
  • Учитывается, что электрики не всегда выводят провода в распредкороб. Розетку могут запитать от соседней или поставить элементы смежной комнаты в единых точках стен.
  • По причине длины щупов 30-50 м допускается соединение контактов розетки перемычкой и прозвонка в распредкоробе.

Специфика прозвонки некоторых приборов

Применять мультиметр можно не только для замеров кабеля. Специалисты используют его для замеров электрооборудования.

Предохранитель

Проверка предохранителя по сопротивлению

Устройства в виде маленькой коробочки с тонким внутренним кабелем предотвращают перегревы и возгорания элементов цепи. Модели без проводки тестируются так:

  1. Прибор переводится в режим прозвонки.
  2. Щупы прикладываются к обеим сторонам предохранителя.
  3. При сопротивлении 0 Ом и наличии звука устройство работает.
  4. Появилась цифра 1, звука нет – предохранитель сломался.

Диоды и светодиоды

Проверка светодиода тестером

Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Полярность диодов представлена положительно заряженным анодом и отрицательно заряженным катодом. По этой причине он пропускает ток только в одном направлении. При тестировании мультиметр переводится в специальный режим:

  1. Щупы ставятся на аноды и катоды без привязки к цвету.
  2. Тестер активируется.
  3. Щупы меняются местами и тестер включает повторно.

Исправность диодной подсветки определяется на основании появления напряжения в первом случае и цифры 1 – во втором.

Полярность светодиода противоположная. Он работает при наличии плюса на аноде и минуса на катоде. Щупами работают по аналогичной схеме. Если напряжение появляется, а потом исчезает, светодиод рабочий.

После перевода тестера в режим прозвонки:

  1. Подкинуть на центральный контакт источника света первый щуп.
  2. Подвести второй щуп на боковой контакт.
  3. Неисправность определяется по зуммеру и показателю 3-200 Ом.

Проверяем электрический тэн

Также мультиметром можно прозвонить электрический водонагревательный тэн. Для этого щупы прибора нужно приложить к контактным пластинам тэна. Если показания сопротивления будут небольшими, то нагревательный элемент исправен. При очень больших значениях или единице (в зависимости от модели), тэн поврежден и требует замены.

Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

Обратите внимание! Иногда в одном корпусе может находиться два тэна, подключаемых к напряжению параллельно. В этом случае, прозванивать их нужно отдельно, предварительно сняв перемычку между ними.

Очень важно для бойлеров и других водонагревательных устройств прозванивать контакты тэна на пробитие на корпус. Для этого щуп подсоединяется к одному из контактов, а второй – на корпус нагревательного устройства. Если тестер показывает определенное значение – в этом тэне произошло повреждение внутренней изоляции. Для предотвращения поражения электротоком, нагревательный элемент нужно заменить.

Какие показания выдаст мультиметр после прозвонки

Режим прозвонки на мультиметре

Целостность кабеля проверяется только на концах с удаленным изоляционным покрытием. После прикосновения щупами к оголенным концам прибор выдаст:

  • звуковой сигнал и наличие на дисплее 0 или значение, близкое к нулю – проводка целая;
  • цифру 1 на экране, зуммера нет – кабель поврежден.

При внутреннем обрыве числовые показания будут в районе нескольких мегаом.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru