Какое масло лить в коробку ВАЗ 2109: как проверить уровень без щупа, как долить и поменять смазку, инструкция с фото и видео

Периодичность смены масла

Несмотря на выносливость КПП, она тоже имеет свойство изнашиваться и периодически требует к себе внимания со стороны автовладельца. Плановая замена масла в коробке «ВАЗ-2109» должна осуществляться через каждые 70 тысяч км. пробега или спустя 5 лет работы. Однако если из устройства начали появляться посторонние звуки, процедуру необходимо осуществить раньше.

Согласно инструкции, рекомендованный производителем интервал смены трансмиссионной жидкости в механической коробке передач машины ВАЗ 2109 составляет 75 тысяч километров пробега. При этом неважно, каким двигателем оборудован автомобиль — инжектором или карбюратором. Многие автовладельцы меняют смазку перед наступлением холодов на зиму.

Необходимость внеочередной замены смазки может возникнуть в нескольких случаях:

  • если стала выбивать первая передача или другие скорости;
  • при наличии отложений и следов продуктов износа в коробке передач;
  • если от смазки чувствуется запах гари;
  • в случае когда произошла утечка жидкости, а какое именно масло было залито ранее, неизвестно;
  • при необходимости ремонта трансмиссионного агрегата.

Выбор смазки

Когда «Девятки» только стали выпускаться, в трансмиссионные агрегаты на заводах наливали моторное масло. Оно эффективно выполняло свои функции как зимой, так и летом. С развитием автомобильного производства в МКПП стали заливать смазочные вещества класса ТМ-1 и ТМ-2. Их использование позволило обеспечить более долгий срок службы внутренних компонентов трансмиссионного агрегата.

Применение этих масел стало актуально, поскольку в более новых версиях ВАЗ 2109 устанавливалась главная пара на КПП не с гипоидным, а с косозубым зацеплением. Впоследствии инженеры концерна АвтоВАЗ стали использовать смазку от Лукойл ТМ 5. Поэтому если принято решение поменять и залить новую жидкость в коробку передач, то рекомендуется покупать именно это масло.

Оригинальная смазка для КПП ВАЗ 2109

По ГОСТу, это и есть масла ТМ-4 либо ТМ 5-9П. Последний вариант сложно найти в продаже, поэтому его можно заменить смазкой ТМ-4-12. В соответствии с техническими характеристиками вязкости, специалисты рекомендуют использовать вещества класса 75W-90, 80W-90 или 80W-85. Допускается применение продуктов от любых изготовителей, главное — чтобы покупаемое масло соответствовало вышеуказанным стандартам.

Проверяем объём и состояние масла

Какое масло лить в коробку ВАЗ 2109: как проверить уровень без щупа, как долить и поменять смазку, инструкция с фото и видео

После решения вопроса о том, какое масло лить в коробку ВАЗ 2109, нужно разобраться, как проверить уровень и при необходимости долить смазку в коробку передач «Девятки» старого и нового образца. Для полноценной замены потребуется около трех литров смазочного вещества. Такое количество войдет в четырехступенчатый агрегат, в случае когда он полностью пустой и все масло из него слито.

Пользователь Van4ik1985 в своем ролике продемонстрировал процедуру смены масла в коробке передач «Девятки».

Чтобы добавить смазку или произвести проверку уровня на инжекторной или карбюраторной «Девятке», необходимо найти щуп. По техническому руководству измеритель располагается в подкапотном пространстве, рядом с аккумуляторной батареей. Перед извлечением щупа его необходимо обработать чистой тряпкой. Затем вынуть из посадочного места и установить туда опять.

Через каждые 5 – 10 тысяч км. рекомендуется проверять уровень, состояние масла, а также коробку на предмет течей. Постоянный контроль позволяет уберечь детали от износа, своевременно предупредив необходимость ремонта. Автомобиль при проведении процедуры должен располагаться на ровной поверхности.

Проверить уровень масла в КПП «ВАЗ-2109» можно с помощью измерительного щупа, находящегося под капотом. Для этого вытащите прибор, протрите от смазки и вставьте обратно до упора, затем снова выньте и оцените результаты.

В идеале уровень масла находится на верхней отметке измерителя, если же нет – то обязательно следует долить жидкость до нужного показателя, при этом важно не переливать смазку выше, чем положено. Нижняя метка прибора показывает минимально допустимое значение, а в случае его понижения уже существует опасность скорого выхода из строя коробки.

Кроме того, важно проследить за состоянием жидкости. О многом скажет её цвет, который имеет свойство меняться со временем и часто далёк от изначального. Если масло сохранило прозрачность, но немного потемнело, то это считается нормой, но если оно помутнело и выглядит грязным, значит, в нём накопилось большое количество металлической стружки и других отложений. Также важно обратить внимание на наличие горелого запаха. В таком случае коробка срочно нуждается в замене смазочного материала.

Видео «Наглядное пособие по замене жидкости в коробке»

Подробнее о том, как самостоятельно произвести смену смазочного вещества в трансмиссионном агрегате «Девятки», можно узнать из ролика, снятого каналом Ник86 авто-стройка.

То, что от качества заливаемого смазочного материала зависит работа трансмиссии – давно не секрет, а известный факт. Неграмотно выбранный продукт может отразиться на функционировании устройства и привести к очень нежелательным последствиям. Для КПП «девятки» не требуется покупки сверхдорогого масла, но всё же его технические характеристики играют не последнюю роль в обеспечении стабильной работы.

При подборе трансмиссионной жидкости лучше придерживаться рекомендаций автопроизводителя. Это гарантирует совместимость продукта с коробкой и обеспечивает стабильность работы устройства.

Изготовитель рекомендует применять всесезонные минеральные масла отечественных марок с характеристиками вязкости 80W-85, 80W-90:

  • Омскойл Транс П класса GL-4/5;
  • Рексол Т GL-4;
  • Волнез ТМ4 GL-4.

Завод лил в автомобили минеральную смазку от Лукойл, но на практике в зимний период жидкость не приспособлена справляться с очень низкими температурами.

Ассортимент составов для трансмиссии «девятки» достаточно широк и не ограничивается несколькими брендами. Производителем рекомендовано к применению масло классификаций GL-3 и GL-4, а также ТМ-3 и ТМ-4 по российским стандартам. Вы можете подобрать любое, соответствующее этим требованиям. Полусинтетические и синтетические смазки ведут себя гораздо лучше на морозе, обеспечивая быстрый разогрев и сохранение своих свойств даже при очень низких температурах.

Не менее важно также приобрести оригинальный продукт, не нарвавшись на подделку, поэтому покупать масло нужно у проверенных продавцов, которые имеют соответствующие сертификаты, подтверждающие качество продукции.

На самых первых выпущенных автомобилях для трансмиссии использовалось то же масло, что заливалось и в мотор. Это рекомендовал и производитель. Сейчас же дефицита автохимии не наблюдается, поэтому лучше использовать специализированную продукцию по назначению.

Как заменить своими руками?

Замена масла в КПП ВАЗ-2109

Ниже рассмотрим, как осуществляется замена и заливка нового смазочного вещества в коробке ВАЗ 2109.

Подготовка

Прежде чем поменять и налить новую смазку в трансмиссию, нужно подготовить следующее:

  • набор гаечных ключей, потребуются инструменты на 10 и 17;
  • свежая смазка;
  • тара для сбора отработанного вещества, подойдет обрезанная канистра либо старое ведро.

Пользователь Домашний мастер обнародовал ролик, в котором показана процедура замены трансмиссионной жидкости в КПП ВАЗ 2109.

Как заменить смазочное вещество в трансмиссии ВАЗ 2109:

  1. Нужно загнать транспортное средство в гараж с ямой либо на эстакаду. Под днищем автомобиля можно увидеть защиту силового агрегата. Гаечным ключом на 10 надо открутить болты, фиксирующие ее, они располагаются под передним бампером машины. Также необходимо демонтировать еще два винта, которые крепят защиту ближе к салону автомобиля.
  2. Подставить под сливное отверстие емкость, в которую будет стекать отработка. Используя гаечный ключ на 17, необходимо выкрутить болт, выполняющий функцию пробки слива. Важна аккуратность, поскольку смазочное вещество находится под давлением в системе, при откручивании пробка может выпасть в емкость.
  3. Нужно подождать около 10 минут, пока отработанная смазка полностью не выйдет из коробки передач. Затем пробку можно закрутить обратно. На ней есть резиновый уплотнитель, который со временем может изнашиваться. Когда прокладка сильно повреждена, потребуется ее замена.
  4. Необходимо оценить качество слитой жидкости. Если масло черное, в нем есть следы отложений или продукты износа в виде металлической стружки, желательно промыть коробку передач. Поскольку часть отложений могла остаться внутри. Для этого потребуется специальное промывочное масло.
  5. Надо извлечь из посадочного места измеритель уровня жидкости, который располагается в моторном отсеке машины. Затем залить через отверстие свежее промывочное масло. Когда жидкость добавлена, нужно установить щуп обратно и завести двигатель. Необходимо по очереди включить все передачи, что позволит промывке быстро разойтись по каналам масляной системы.
  6. Нужно слить промывочное вещество и оценить его состояние. Наличие стружки и отложений в отработанной жидкости говорит о необходимости выполнения еще одной процедуры. Если смазка практически прозрачная, то надо повторить слив и закрутить пробку отверстия.
  7. Затем в коробку передач заливается новое масло, объем вещества контролируется по щупу. Заводится двигатель и опять включаются все передачи по очереди. Нужно заглушить силовой агрегат и еще раз проконтролировать уровень. Если есть необходимость, то добавить смазку. После выполнения процедуры рекомендуем проверить нижнюю часть коробки передач на предмет утечек. Если не менялась прокладка, возможно, масло будет выходить из сливного отверстия.

Канал Умный город опубликовал ролик, в котором показана процедура замены троса спидометра и трансмиссионной жидкости в коробке передач ВАЗ 2109.

Инструменты и материалы

Чтобы обновить трансмиссионное масло в коробке «ВАЗ-2109», необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • новая смазывающая жидкость;
  • ключи;
  • воронка (можно с трубкой) или шприц для залива (если щуп отсутствует);Воронка
  • чистая ветошь;
  • тара для сбора отработки.

Последствия несвоевременной замены

Если масло вовремя не менять, это чревато такими проблемами:

  1. Некорректная работа трансмиссии. При включении передач скорости может выбивать, в результате чего водителю придется активировать их повторно. Обычно из-за некачественной жидкости это происходит с первой передачей.
  2. Появление шума во время работы двигателя из КПП. Сторонние звуки обычно вызваны выходом из строя в результате износа подшипниковых механизмов. Когда масло теряет свои свойства, оно становится менее вязким. В результате жидкость не может оптимально смазывать внутренние компоненты трансмиссионного агрегата, что приводит к их преждевременному износу.
  3. Выход из строя коробки передач.
  4. Наличие вибраций в районе рычага КПП, которые могут пропадать при увеличении оборотов двигателя и вновь появляться при движении на пониженной скорости.

Доливка масла

Регулярная проверка уровня жидкости в коробке «ВАЗ-2109» позволит поддерживать устройство в исправном состоянии на протяжении долгих лет.

Сориентировавшись по меткам на щупе, при необходимости долейте масло. Очень важно поддерживать уровень трансмиссионной жидкости на максимальной отметке. Падение объёмов до минимума приводит к сильному износу коробки автомобиля, в результате чего ей грозит ремонт или полный выход из строя. Доливка проводится с использованием щупа и воронки в отверстие измерительного прибора, куда заливать масло следует, если КПП обслуживаемая. На случай, если щуп у автомобиля отсутствует, применяется шприц, а жидкость добавляется в отверстие заливной горловины.

Доливать следует продукт исключительно идентичный тому, что использовался ранее, смешивание различных составов может крайне отрицательно отразиться на коробке.

Фотогалерея

Фото по замене смазки в коробке передач на «Девятке» приведены ниже.

Загрузка ...

 Загрузка …

Пошаговая инструкция по замене в КПП на «девятке»

ВАЗ выпускал «девятки» с обслуживаемыми коробками, не оснащёнными измерительным щупом.

Перед процедурой необходимо разогреть трансмиссионную жидкость, чтобы она лучше сливалась. Для этого достаточно проехать 5 – 10 км., после чего загнать машину на яму или установить на подъёмник.

Процесс замены масла в МКПП состоит из трёх основных этапов. Когда подготовка уже осуществлена и доступ к днищу автомобиля получен, переходим к следующему шагу.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru