Как осуществляется ремонт и замена ЭБУ Лады Калина, причины и последствия поломок электронного блока управления

Информация

Снятие контроллера Калины

Контролер (или электронный блок управления двигателем) на протяжении всей своей работы получает, обрабатывает и управляет сигналами от датчиков и систем, влияющих как на работу самого силового агрегата, так и на второстепенные составляющие мотора (например, систему выхлопа). Однако это совсем не означает, что приборы, устанавливаемые на разных транспортных средствах, полностью идентичны и ничем не отличаются.

На самом деле, среди видов ЭБУ (в том числе и на используемой многими «Калине») выделяют электронный (ECU) / блок управления двигателем (ECM), блок управления работой трансмиссии, блок управления тормозной системой, совместный моторно-трансмиссионный блок, центральный модуль управления, центральный модуль синхронизации, контролер кузова, главный электронный модуль и модуль управления подвеской.

Конечно, с технической точки зрения, это все не один компьютер, а несколько отдельных блоков, но и о их существовании стоит знать. В некоторых случаях, сборка может включать в себя несколько различных управляющих модулей, но чтобы узнать какой именно вид контролера установлен на вашем транспортном средстве, необходимо демонтировать боковой каркас торпеды и запомнить номер установленного там ЭБУ. Полученные данные сравнивают с показаниями соответствующих таблиц, которые несложно найти в сети.

Обратите внимание! Некоторые бортовые системы управления могут показывать не только тип ЭБУ, но и номер прошивки.

Необходимый инструмент: крестовая отвертка.Сначала нужно снять правую боковую облицовку туннеля пола Калины.

  1. Отвернуть саморез крепления заднего кронштейна контроллера к корпусу отопителя, используя крестовую отвертку.
  2. Снять контроллер Калины из направляющих корпуса отопителя.
  3. Выдвинуть фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем.
  4. Снять колодку жгута проводов системы управления двигателем.

Поиск места для установки

Нетрудно ответить на вопрос: где находится блок управления двигателем. Но делать все нужно последовательно, а потому сначала важно выяснить, что это вообще такое и за выполнение каких функций отвечает. На самом деле, ЭБУ получает совершенно всю информацию, которая поступает на него благодаря алгоритмам, заданным предварительно.

  • Осуществляется контроль за расходом топлива.
  • Мотор работает, на нормальных оборотах.
  • Состав выхлопных соответствует установленным нормам.

Месторасположение блока Где находится блок управления двигателем? Собственно, ЭБУ — это мозг транспортного средства. Он разный на всех машинах, а потому и искать его необходимо в разных местах. На некоторых автомобилях он располагается непосредственно под пепельницей. На других можно найти возле торпеды или бардачка.

Хозяева определенных типов авто постоянно жалуются, что система постоянно приходит в негодность из-за того, что постоянно заливается водой. Сделать с этим ничего не получится, ибо это «особенность конструкции». Дабы долгое время не возиться с поиском необходимого устройства, достаточно просто внимательно изучить соответствующий раздел книги по технической эксплуатации машинки.

Книжка эта действительно очень толковая. Она поможет легко отыскать мозг авто, а также позволит узнать много интересного. Но если все-таки блок найти не получается даже таким образом, тогда единственный выход — отправиться на станцию технического обслуживания. Что касается конструкции блока, он состоит всего из двух систем:

  • Аппаратная.
  • Программное обеспечение.

Каждая из приведенных систем также имеет собственный состав. Например, первая, включает в себя элемент, преобразующий сигнал и микропроцессор. Она необходима для того, чтобы качественно обрабатывать сигналы и преобразовывать их. Делается это для того, чтобы все системы, имеющиеся в автомобиле, могли полноценно и эффективно работать.

По поводу программного обеспечения. Выполнено оно сразу из нескольких модулей. Первый предназначен для того, чтобы получать информацию, поступающую от всевозможных датчиков. Дальше он эту информацию обрабатывает и создает определенный вид воздействия на узлы исполнительного характера. Второй модуль используется для того, чтобы контролировать выходные сигналы.

При необходимости, он может их корректировать. На современном этапе блоки делаются так, что владелец автомобиля имеет возможность в любой момент его перепрограммировать. Чаще всего это приходится делать в случае появления острой необходимости внести изменения в какую-либо систему. В качестве примера можно привести всю выхлопную систему или же силовой агрегат.

Как осуществляется ремонт и замена ЭБУ Лады Калина, причины и последствия поломок электронного блока управления

Важно знать, что ЭБУ, выпускаемые сегодня, без труда могут обмениваться информацией с прочими системами одного автомобиля. Делается это за счет того, что используется специальная CAN-шина. Ее задача в том, чтобы создавать единую цепь управляющих элементов. Основные плюсы и минусы Благодаря монтажу электронного блока управления удалось существенно повысить производительность практически каждой рабочей системы в машине.

Наибольшее влияние было оказано на то, чтобы серьезно снизился расход топлива, но при этом, мощность мотора лишь возросла. Еще один плюс — автомобиль заводится очень быстро. Это ощущается особенно сильно во время сильных морозов. Теперь водителям не стоит переживать о том, что придется самостоятельно заниматься регулировкой системы впрыска. Ну и последнее, что нужно отметить — все пары бензина сгорают.

Но как это и принято, не обошлось без определенных недостатков. Прежде всего надо выделить тот факт, что суммарная стоимость системы довольно высокая. Плюс, если он выходит из строя, придется не только искать хорошего мастера, но и того, у кого в наличии будет специализированное оборудование. Дабы не доводить до такого, нужно внимательно следить за состоянием блока.

Достаточно будет несколько раз в месяц осматривать его на наличие внешних повреждений. Обращать также внимание на то, чтобы не было никаких сгоревших элементов. Если что-то из этого имеется нужно задумываться о том, чтобы посетить станцию технического обслуживания. Плюс ко всему, машина, оборудованная ЭБУ, должна эксплуатироваться только на топливе высокого качества.

Если все-таки владелец решился на крайние меры, необходимо сначала подготовить новое место для блока управления. Он находится под печкой. Установить его желательно подальше от места возможной поломки.

Поскольку свободного места оказывается в Ладе не так много, есть всего два действенных варианта:

  1. Закрепить блок на воздуховоде. Довольно неплохой вариант.
  2. Установить его чуть выше коврика рядом с пассажирским передним сиденьем или вмонтировать под бардачок (не самый лучший, но рабочий вариант).

На всю работу уйдет не более часа. Вооружившись отвёрткой и ключом на 10, приступаем к демонтажу:

  1. Снять пластиковой кожух со стороны переднего пассажира.
  2. Сразу открывается доступ к контроллеру, но снять его не так просто. Для начала открутить отвёрткой саморез и попробовать потянуть ЭБУ на себя. Если не получается, то снять кожух со стороны водителя и давить с этой стороны.
  3. После снятия ЭБУ нужно открутить крепление, на котором он зафиксирован.
  4. Теперь можно заниматься установкой на новое место. В качестве примера было выбрано место под полкой бардачка.
  5. В полке проделать три отверстия для болтов на 5 в местах как на ЭБУ. После этого прикрутить контроллер к полке.

Контроллер, или в простонародье «мозги», на Калине – один из важнейших компонентов автомобиля, не зря он получил такое прозвище. Без него невозможно представить нормальное функционирование всех систем транспортного средства. К тому же ЭБУ существенно облегчает осуществление контроля работы двигателя и бортовой сети, помогая своевременно выявлять неисправности и устранить их.

Установка контроллера Калины производится в обратной последовательности. При установке вводим кронштейны контроллера в направляющие корпуса отопителя (для наглядности показано на демонтированном отопителе).

Устройство и назначение ЭБУ Лада Калина

Электронный блок управления также называется контроллером. Его основная задача заключается в сборе информации со всех датчиков, обработке и дальнейшей отдаче соответствующих команд исполнительным узлам. ЭБУ является элементом бортовой сети, он непрерывно обменивается данными с другими системами, например, АПС (антипробуксовочной системой), АКПП (автоматической коробкой передач), системой безопасности, климатической установкой и др.

Контроллер — это визуально небольшая микросхема, однако ее устройство довольно сложное. ЭБУ имеет несколько видов памяти:

  1. ППЗУ. Содержит все исполнительные схемы управления, ответственна за фиксацию команд в соответствии с определенной последовательностью. В этой памяти находятся данные калибровки или эталон настройки работы всех процессов в зависимости от мощности и типа силовой установки, а также других параметров (вес, трансмиссия и т.д.). ППЗУ не зависит от внешних источников питания, даже если бортовая сеть будет полностью обесточена, вся информация будет сохранена.
  2. ОЗУ. Память, которая полностью зависит от питания бортовой сети, в случае нарушения этого условия вся информация удаляется. Как правило, это коды диагностики и данные, необходимые ЭБУ для проведения расчетов.
  3. ЭРПЗУ – электрическое программируемое запоминающее устройство. Здесь сохраняются коды комбинаций иммобилайзера. Если этих данных не будет в памяти, то запуск двигателя будет невозможен. Система не зависит от питания, сведения сохраняются постоянно.

Где находится блок управления двигателем? Месторасположение блока

Электронный блок управления находится под центральной консолью со стороны водителя. Чтобы получить к нему доступ, достаточно снять защитную панель. Стоит отметить, что место для расположения ЭСУД выбрано очень неудачно. ЭБУ под консолью часто заливает охлаждающей жидкостью, ведь радиатор отопителя и шланги находятся в непосредственной близости. Поэтому многие автомобилисты стремятся как можно скорее перенеси его в более безопасное место.

Как работает ЭБУ

Данные, которые поступают с датчиков, содержат различные характеристики. Например, датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) собирает и передаёт данные об объемах поступаемого в систему воздуха — чем больше воздуха потребляет двигатель, тем выше его динамические характеристики. Если же показатели будут завышены, это неизбежно приведет к повышению расхода топлива.

Контроллер собирает информацию о следующих процессах:

  • положение коленвала и распредвала;
  • температура поступаемого воздуха;
  • сброс ошибок;
  • скорость движения автомобиля;
  • амплитуда колебаний кузова;
  • напряжение бортовой сети;
  • температура охлаждающей жидкости;
  • содержание примесей в выхлопных газах.

На ЭБУ также передаются данные о положении дроссельной заслонки, расход топлива, угол зажигания и многое другое.

Основные неисправности и их причины

Проблем с ЭБУ не так много. В основном выход из строя контроллера происходит по причине скачка напряжения в сети. Другие возможные неполадки системы:

  1. Устройство часто выходит из строя из-за повреждений механического характера. Например, девайс получил сильный удар или наблюдались продолжительные вибрации, которые вызвали возникновение трещин на пайках контактов и в других местах.
  2. Контроллер перегревается по причине сильных перепадов температур. Например, в зимний период некоторые автолюбители запускают мотор на высоких оборотах, пытаясь гарантированно его завести, в результате возникает перегрев ЭСУД.
  3. Коррозия. Как ни странно, ржавчина появляется на модуле из-за частых перепадов температуры воздуха и, как следствие, возникновения большого количества конденсата.
  4. Разгерметизация. По этой причине внутрь попадает влага, что и приводит к выходу устройство из строя.
  5. Отсутствие связи с блоком управления. Возникает после вмешательства в систему управления извне. Часто подобное происходит, когда от одного автомобиля пытаются «подкурить» другой, с севшим аккумулятором. Возможен вариант, когда во время работы двигателя с АКБ сбрасываются клеммы или при подключении нарушена полярность (клеммы перепутаны). Реже отсутствие связи происходит по причине запуска стартера без подключения к нему питания.

Если устройство работает некорректно или вообще отсутствует связь, то заметить подобное можно по следующим признакам:

  1. При явных неисправностях на панели приборов не загорается либо с перерывами разной частоты мигает значок Check Engine. Нужно сначала удостовериться в исправности лампочки и наличии ее питания, только после этого заниматься диагностикой модуля ЭБУ.
  2. При подключении диагностического сканера к разъему последний выдает некорректные данные, которые вызывают большие сомнения. Проще говоря, данные совершено отличаются от тех, которые должны быть. При выходе из строя контроллера сканер и вовсе может не подключиться.
  3. Сбои в работе двигателя, троение, авто не заводится или заводится с трудом. При этом объективных причин для подобных явлений не наблюдается.
  4. Пропуски зажигания при исправном состоянии системы зажигания.
  5. Вентилятор перед радиатором включается самопроизвольно.
  6. Без видимых причин перегорают предохранители, причем разные. Обычно предохранители перегорают из-за скачков напряжения бортовой сети или при коротком замыкании в цепи, но если диагностика не выявляет таких проблем, то проблема с ЭСУД.
  7. Импульсы с датчиков не поступают или поступают, но неравномерно.
  8. Неправильная работа педали газа. Особенно это касается электронной педали: когда водитель нажимает на нее, она либо не отвечает, либо делает это с опозданием.
  9. Повреждения на корпусе устройства или контактах, например, следы подгорания на клеммных колодках.

Как выполняется прошивка

Прошивкой называется специальное программное обеспечение, которое создаётся специалистами различных компаний для улучшения характеристик двигателя. Как правило, прошивки постоянно обновляются, каждый год выпускаются новые, более современные и совершенные модификации. На автомобили Лада Калина совсем недавно была выпущена версия прошивки 3.0. Она улучшает динамические характеристики автомобиля, снижает потерю мощности при работающем кондиционере.

После удачной прошивки изменения в работе двигателя чувствуются сразу: мотор лучше подхватывает с низких оборотов, двигатель работает плавно и тихо, повышается чувствительность педали газа. Переход скоростей выполняется быстрее (разгон осуществляется с переключением передач через одну), в условиях городского движения меньше приходится переключать передачи, плавная работа 5 скорости на низких оборотах.

Благодаря прошивке обеспечивается:

  • улучшенный запуск двигателя в зимний период;
  • исключение провалов;
  • снижение расхода топлива;
  • повышение комфортабельности управления транспортным средством;
  • мягкость работы силового агрегата;
  • увеличение показателей мощности;
  • улучшение разгона;
  • увеличение максимальной скорости;
  • удаление стандарта «Евро» 3 и 4.

Улучшением работы двигателя должны заниматься на заводе, но, к сожалению, владельцам отечественных авто зачастую приходится заботиться о комфорте управления самостоятельно.

Процесс прошивки (обновление программного обеспечения) выглядит следующим образом:

  1. Сначала проводится полная диагностика двигателя, при неисправном моторе прошивка принесет больше вреда, чем пользы.
  2. Сохраняется оригинальная прошивка и на ее основе подбирается модифицированная.
  3. При помощи адаптера через диагностический разъем OBD II (соблюдая распиновку) в ЭБУ записывается посредством специальной компьютерной программы новое программное обеспечение.
  4. Контроллер перезагружается и проверяется работоспособность всех систем.

На первый взгляд выглядит довольно просто, но прошивать блок управления на Лада Калина без наличия специальных знаний и навыков крайне не рекомендуется. К тому же требуется оборудование и умение подобрать прошивку так, чтобы не навредить. Обратившись в специализированные организации, можно не только получить диагностику и прошивку, но и гарантию работоспособности.

Перенос ЭБУ

Каждому владельцу автомобиля Лада Калина, особенно тем, кто владеет им не первый год, знакома проблема, связанная с заливанием контроллера охлаждающей жидкостью. Любая протечка в радиаторе отопителя или неплотное соединение шлангов приводит к попаданию антифриза на ЭБУ. Даже если таких проблем не возникало до сих пор, это не значит, что этого не произойдет в любой момент. Поэтому лучше не дожидаться таких неприятностей и заранее перенести блок управления в более безопасное место.

Сделать это несложно, для работы будет достаточно отвёртки и нескольких ключей. Наиболее распространенные места для переноса следующие:

  1. Прикрепить под утеплитель чуть выше коврика спереди слева.
  2. На воздуховод над бардачком.

В крайнем случае можно обмотать плотнее контроллер полиэтиленовой пленкой или замазать герметиком. Этот вариант не самый удачный, так как внутри будет копиться конденсат и ЭБУ выйдет из строя.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru