Сцепление газ тормоз расположение в машине

Информация

Откуда все пошло

Первый ножной тормоз появился в автомобиле Oldsmobile Curved Dash 1901 года выпуска. Ранее для прижимания колодки-башмака к ободу колеса применялся ручной рычажный механизм.

В модели Ford T 1906 года уже было 3 подножки. Их назначение близко к современному:

  • левая педаль работала сцеплением при переключении передач;
  • средняя управляла задней скоростью;
  • правая — тормозила.

С развитием технологий машины стали выпускаться серийно. Проводились исследования, как сделать вождение безопаснее и эргономичнее. В результате появились стандарты положения газа и тормоза для машин с автоматом и механикой.

Стояночный тормоз

Само название говорит за себя — тормоз для стоянки. Когда Вы находитесь дома. Ваши ноги, естественно, пребывают вместе с Вами. Следовательно, давить на педаль тормоза, которая находится в автомобиле, ночующем под окнами. Вы не можете. А удерживать машину на стоянке надо!Нечасто, но бывает, железный конь, не дождавшись своего хозяина, сам отправляется погулять.

Нет, машину не украли, просто она укатилась под горку, когда кто-то случайно (или специально) задел ее плечом. А что может натворить тяжелая бесконтрольная махина на колесах, Вы можете представить и без моей помощи.Чтобы не происходили те кошмары, о которых сейчас подумалось, и нужен стояночный тормоз.

Рис.13 Положение рычага стояночного тормоза: I — выключен;I I — включен; 1 — рычаг; 2 — кнопка фиксатора рычага

Кстати, в обиходе стояночный тормоз чаще называют ручным тормозом или еще короче — «ручником».

До тех пор пока рычаг стояночного тормоза находиться в верхнем положении, машина не поедет, как бы хорошо мы с вами ни работали педалями газа и сцепления. Поэтому после этапов технической и информационной подготовки автомобиля к началу движения, когда машина и водитель уже готовы к старту, задние колеса необходимо освободить от пут.

Техника исполнения несложная. Есть только один неприятный момент — рычаг не хочет опускаться вниз!

И не надо на него так сильно давить, пожалейте железяку! Все равно он не опустится. Вы забыли нажать кнопку (рис. 13), которая является фиксатором, удерживающим «ручник» в поднятом состоянии! Поэтому, пока Вы не утопите кнопку в рычаг, как бы сильно Вы на него не давили, с места он не сдвинется.

— кистью правой руки взяться за рычаг;— большим пальцем упереться в кнопку, пытаясь ее нажать;— приподнять (поддернуть) рычаг вверх хотя бы на пару миллиметров, продолжая давить на кнопку;— дожать кнопку, если она в это время еще не провалилась в рычаг;— удерживая кнопку фиксатора нажатой, опустить рычаг вниз до конца;— отпустить кнопку.

Включать стояночный тормоз (ставить машину на «ручник») намного проще. Просто возьмитесь за рычаг и энергичным движением потяните его вверх. При этом кнопку фиксатора трогать не надо! Рычаг легко поднимется наверх и замрет в том положении, в котором Вы его оставите.

Потренировавшись несколько раз. не глядя на руку. Вы научитесь моментально ставить машину на ручной тормоз, а также освобождать ее от «ручника». Кстати, в обиходе стояночный тормоз чаще называют ручным тормозом или еще короче — «ручником».

До тех пор пока рычаг стояночного тормоза находится в верхнем положении, машина не поедет, как бы хорошо мы с Вами ни работали педалями газа и сцепления Никогда не дергайте рычаг стояночного тормоза во время движения автомобиля! В противном случае занос автомобиля Вам будет гарантирован даже на сухом асфальте.

Может быть, позже, лет через несколько поговорим н о вождении автомобиля в экстремальных условиях, но не сейчас. Сегодня нам надо лишь снять машину с «ручника», и Вы только что научились это делать.Пора переходить к кульминационной стадии подготовки автомобиля к началу движения — к работе педалями газа и сцепления.

Как работают педали

В машине с коробкой автомат педали работают следующим образом.

Этап движения

Как работает механизм

Трогание Автомат сдвинется с места, если водитель переключит режим «Паркинга» в «Драйв». Для этого нужно разблокировать селектор. Рычаг блокируется через систему тросовых приводов, пружин и храповой пластины. Для освобождения механизма нужно повернуть ключ в замке зажигания, нажать на тормоз, а затем передвинуть селектор.

Блокировка селектора

Торможение Тормозя во время движения, водитель останавливает турбинное колесо гидротрансформатора.  Разрывается связь между двигателем и валом коробки. Одновременно создаётся усилие для торможения колёс, и подаётся напряжение на задние фонари.

Ножной тормоз управляет 4 гидравлическими линиями, идущими на колёса. Рабочим телом служит тормозная жидкость. Педаль соединена с вакуумным усилителем, который давит на шток поршня главного тормозного цилиндра.

Жидкость под давлением  переходит в тормозную магистраль, состоящую из трубок и достигает суппортов с поршнями. Поскольку система замкнута давление распределяется равномерно на все колёса.

Возникает усилие,  тормозная колодка прижимается  к тормозному диску или барабану. Колесо замедляется из-за трения  колодки и диска.

Тормозная система АКПП

Работа газа Выжимая газ, водитель подаёт сигнал для открытия дроссельной заслонки. Дроссель регулирует поток воздуха, который попадает в цилиндры двигателя.

Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем принимает показания датчиков положения педали газа и крышки  дросселя. Компьютер рассчитывает процент открытия заслонки и определяет количество подаваемого топлива. Получая больше топливно-воздушной смеси двигатель сильнее раскручивается.

ЭБУ АКПП получает информацию от ЭБУ двигателя и подаёт импульсы в гидроблок и маслонасос. В каналы гидроплиты поступает рабочее давление для переключения передачи.

Под давлением масла поршни сжимают  свободные фрикционы. Блокируется элемент планетарной передачи. Скорость на выходном валу растёт. Как работает газ в автомате

Подножки тормоза и газа оснащены возвратными пружинами. После того, как водитель автомата отпускает педаль, рычаги «отпрыгивают» в исходное положение.

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

Если сегодня у Вас первый урок по вождению автомобиля, то некоторые позиции обязательных действий при подготовке к началу движения и остановке машины можно исключить.

Например при первом в Вашей жизни троганьи автомобиля с места щелкающие указатели поворота могут сильно отвлекать, а проедете Вы всего три метра по свободной от других машин площадке.

Вождение автомобиля, работа педалью сцепления

На первых уроках по вождению автомобиля при движении с небольшой скоростью (не более 20-30 км/ч) лучше использовать ту последовательность остановки, которая здесь предложен (сначала сцепление, затем тормоз). Если поменять пункты 4 и 5 местами, то машина будет дергаться, мотор глохнуть, а Вы нервничать.

Позже, выполняя упражнения, требующее движения со средней и больше скоростью, последовательность этих действий надо будет измелить (сначала тормоз, а затем сцепление). По мере приобретения навыков вождения, при движении различными скоростями Вам придется использовать оба варианта действий в зависимости от конкретной ситуации.

Или зачем Вам сегодня «ручник», если машина находится на абсолютно горизонтальной поверхности. Однако исключать что-либо из последовательности действий можно только в том случае, когда рядом с Вами находится опытный помощник который видит и понимает обстановку вокруг автомобиля.

Не отвлекайтесь по пустякам от дороги! Привыкайте к тому, что Ваши руки и ноги сами будут делать всю необходимую работу. Начните им доверять. Однако первое время все же сосредоточьтесь на своих ногах. Только ни в коем случае нельзя на них смотреть! Ведь там нет ничего нового, там всего лишь Ваши ноги!

Это инструктору в расцвете сил может быть интересно посмотреть на ноги юной нарушительницы нашего договора о форме одежды, а Вашим глазам там делать нечего. Об этом мы уже договорились во время беседы о руках на руле и на рычаге переключения передач, но напомнить нелишне. Давайте сформулируем окончательное правило на эту тему.

• Все, что расположено ниже горизонтальной оси, проходящей через середину руля, — закрытая для взгляда водителя зона.Работать педалями, переключать передачи, включать и выключать фары, пользоваться «ручником» и так далее — все это Вы должны уметь делать вслепую!

Где газ, а где тормоз в автомате

Да и что можно увидеть, к примеру, ночью в темном салоне автомобиля? Поэтому с первого же урока учитесь смотреть не на свои руки и ноги, а на дорогу. Иначе безобидная на первый взгляд ошибка может перерасти в опасную привычку.

Для чего нажимать на газ и тормоз одновременно

Педаль тормоза и газа расположены в ножном пространстве водителя под торпедой автомата. Чтобы их не путать, производители делают тормозную площадку широкой, а газ удлиненным.

Некоторые автомобили оснащены двумя тормозами. В автомате вместо ручного стояночного тормоза устанавливают «ножник». Рычаг располагается в ножном пространстве водителя под торпедой слева. Чтобы зафиксировать стояночный тормоз, нужно на него плавно нажать. После этого «ножник» блокируется храповиком.

Чтобы суставы ног не болели после многочасовых пробок, нужно правильно располагать ступни на рычагах. Правило такое: левая — отдыхает, правая — работает «за двоих». Для левой ноги в автомате предусмотрена возвышенная площадка, слева от тормоза. Правую ступню опирают на пятку, поставленную над педалью тормоза, а верхнюю часть стопы «перекидывают» между тормозом и газом для переключения.

Расположение педалей по высоте в автомобилях с автоматической коробкой передач может быть на разных уровнях. Так водитель будет уверен в своих манёврах и не сможет одновременно тормозить и жать газ одной ногой.

У каждого варианта расположения ног есть плюсы и минусы. Какой ногой работать в автомате нужно выбирать по ощущениям удобства.

Тем, кто ездит и на механике и автомате, подходит единый стиль посадки. В этом случае тормозить и нажимать газ нужно правой ногой, а левую «отставить в сторону». Иначе левая стопа в механике может сработать инстинктивно на  сцеплении вместо тормоза.

Правильная постановка ног влияет на скорость реакции, которая исчисляется долями секунды. Близкое расположение педалей в автомобиле с автоматической трансмиссией, рассчитано на быстрый «переброс» правой стопы.

Одновременный нажим на педаль тормоза и газа в АКПП раскручивает мотор. Гидротрансформатор начинает бешено вращаться, но колёса при этом тормозят. Энергия бублика переходит в тепло, что приводит к перегреву масла и сгоранию деталей.

Обе педали задействуют спортсмены и только на механике, в случаях:

  • перераспределения массы между осями на бездорожье;
  • создания контролируемого заноса;
  • поддержания оборотов двигателя при торможении.

В автомате жмут газ и тормозят  одновременно, проводя «Stall Speed Test» — диагностику коробки передач и двигателя. Тест определяет максимальные обороты мотора во всех положениях селектора при полностью выжатом газе и неподвижных колёсах. Процедуру могут выполнять только опытные водители.

Баланс

Ранее мы с Вами договорились о том, что любое Ваше действие должно быть отделено от другого не менее, чем двумя-тремя секундами. На сегодня этот договор остается в силе. Но по мере приобретения опыта общения с машиной Вы должны стремиться к сокращению «провала во времени» — сначала до контролируемой одной секунды, а позже и вообще свести задержку к нулю.

И к Вашим ногам это относится в первую очередь.Хороший водитель, конечно, не разделяет работу педалями газа и сцепления на два отдельных действия он делает их одновременно. Для достижения этого, как уже говорилось, необходимо поработать со своим сознанием. Надо как бы раздвоить его. Одна часть Вашего «я» работает с одной педалью, в то время как второе «я» занимается другой педалью.

«У нас о чем книга-то, о йогах, что ли?» слышна реплика кого-то из тех, кто еще не понял, что автор пытается научить будущего водителя понять, почувствовать машину, а затем и уверенно водить ее по любым дорогам.«Хотелось бы, чтобы каждый из наших водителей обладал мироощущением и способностями йога!

Современный темп жизни не позволяет водителю быть медлительным, рассеянным и неточным в своих действиях. Да, такие водители есть, но именно они и не оставляют без работы «жестянщиков» автосервиса. Мы же с Вами пойдем другим путем: не сразу, но обязательно добьемся чувства единения со своим автомобилем.

И все-таки вернемся к ногам. На определенном этапе познания науки управления автомобилем (на каком уроке, не знаю — это зависит от Вас), Вы должны научиться делать «баланс».

Рис.17 «Качели»

• правой ногой поддерживать разумные обороты коленчатого вала двигателя;•левой ногой удерживать два диска сцепления в зоне первого их соприкосновения (рис. 15 и 16. поз. 2);•обеими ногами обеспечивать плавное равномерное движение машины с реально минимальной контролируемой скоростью, причем длительное время.

Чтобы освоить «баланс». Вам придется потратить определенное время на тренировки, а также включить свое воображение.

Прежде чем что-либо делать, желательно это себе представить!

У некоторых «баланс» ассоциируется с обычными качелями (рис. 17).

Кому-то помогает физика: на примере двух сообщающихся цилиндров с поршнями (рис. 18).

Думаю, что работа двух ног в поисках «баланса» наглядно изображена на этих двух рисунках, но Вы можете придумать себе и другой вариант осознания процесса. Самое главное — сначала понять, что такое «баланс», и лишь затем осваивать его практически. Но освоить сбалансированную работу ног надо обязательно.

Ведь только в этом случае Вы будете иметь возможность без проблем сдать экзамен на площадке, уверенно заехать в свой собственный гараж, припарковать машину на дороге, забраться на бордюрный камень и многое другое. Так что выделяйте время, находите место и тренируйтесь. Поначалу для этих целей подойдет и Ваша обычная (горизонтальная) площадка, но затем надо будет выехать на близлежащую горку и немного на ней проиграться.

Первый ножной тормоз

1. Двигаясь на подъем на первой передаче, нажмите педаль сцепления вниз до конца и тут же отпустите «газ».

Рис.18 Сообщающиеся цилиндры

Машина начнет активно снижать скорость движения, потом остановится, на мгновение замрет в неподвижном состоянии и затем покатится назад.

Так вот. Ваша задача — не дать ей покатиться назад! В тот момент, когда машина замрет, Вам надо сделать «баланс», причем двумя ногами одновременно.2. Можно немного и усложнить задание.

Все на том же подъеме, после того как Ваша машина потеряет скорость, остановится, замрет и начнет движение назад, позвольте ей катиться!Как только Вы скатитесь назад на 10-20 см, остановите машину и удерживайте ее в неподвижном состоянии несколько секунд, причем все это без применения тормоза!

Для этого Вам придется сделать «баланс» не только четко и быстро, но и подойти к этой работе творчески. Усилия на педалях должны быть дозированы в зависимости от величины уклона и скорости скатывания автомобиля.3. Есть и более сложное упражнение.

Остановитесь на подъеме и удерживайте машину в неподвижном состоянии с помощью педали тормоза. Затем попробуйте выполнить старт автомобиля без скатывания назад более чем на « Х » сантиметров.

Вначале это будут десятки сантиметров, затем сантиметры, а позже откат назад можно и нужно довести до нескольких миллиметров!

Только не думайте, что все это Вы сможете освоить за один день. Этим упражнениям придется уделить некоторое время, но зато потом многие другие упражнения будут даваться Вам на ура.

тандарты положения газа и тормоза для машин с автоматом

Если на данный момент «баланс» у Вас не получается, а обстоятельства требуют минимальной скорости движения, можно воспользоваться методом подталкивания. Для этого педаль сцепления надо периодически отпускать наверх и затем снова нажимать ее вниз.

Например, в поисках «баланса» Вы упустили педаль сцепления и она поднялась выше второй позиции. Значит, скорость движения Вашей машины уже не минимальная. Чтобы ее уменьшить, надо нажать педаль сцепления, то есть полностью отделить двигатель от ведущих колес (см. рис. 10, 15,16). Теперь Вы движетесь по инерции, но скоро ее запас иссякнет и машина остановится.

Начало движения на подъеме

Как бы хорошо Вы ни научились делать «баланс» (работать педалями газа и сцепления одновременно), бывают ситуации, когда без использования стояночного тормоза осуществить безопасный старт автомобиля в гору не получается.

Например, красный сигнал светофора вынудил Вас остановиться на крутом подъеме, а чуть позже сзади вплотную к Вашему автомобилю подъехал другая машина.

Или Вам предстоит начало движения на экзаменационной эстакаде», где откат назад разрешен не более чем на несколько сантиметров.

Есть и другие случаи, когда необходимо тронуться с места на подъеме вообще без скатывания машины назад. И помочь в этом сможет только «ручник».Сначала все должно идти своим чередом. Надо полностью подготовить автомобиль к началу движения (техническая и информационная части подготовки — см. с. 15). Но когда дело дойдет до старта автомобиля, пункты б, 7 и 8 следует выполнить несколько иначе, чем при старте на горизонтали, и добавить пункт 9.

Утопить кнопку фиксатора рычага стояночного тормоза, но продолжать удерживать «ручник» в верхнем положении.

Педалью газа сделать несколько повышенную частоту вращения коленчатого вала двигателя (с показанием тахометра около 2000 об/мин или даже чуть больше).Педаль сцепления плавно отпустить в позицию 2 (см. рис. 15 и 16) и удерживать ее в этом положении до начала движения автомобиля. Когда Вы почувствуете, что два диска сцепления коснулись друг друга и машина хочет, но не может ехать, рычаг стояночного тормоза надо будет быстро опустить вниз, и Ваш автомобиль плавно начнет движение в гору без единого миллиметра отката назад.

Проблема здесь может возникнуть только одна — ошибка с выбором момента освобождения машины от «ручника».

Если передержать рычаг стояночного тормоза наверху, то машина вообще не поедет. Двигатель просто заглохнет, надорвавшись в попытке провернуть заблокированные колеса.

Ну а ее та недодержать и опустить «ручник» вниз раньше времени, то машина покатится назад.

Так как же все-таки сочувствовать момент соприкосновения дисков сцепления, когда надо опустить рычаг стояночного тормоза вниз?

В принципе, разговор на эту тему уже был (см. с. 23) — частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшается (стрелка тахометра начинает падать), шум из-под капота машины тоже уменьшается и меняет свою тональность. Плюс к этому появляются новые вибрации, а переднеприводные автомобили в этот момент начинают еще и немного приседать, как бы прижиматься к земле.

Запуск двигателя при низких температурах

Если в мороз запрыгнуть в машину и сразу выжать газ, то автомобиль с автоматической коробкой будет пинаться, толкаться и, возможно, никуда не сдвинется. Чтобы колёса получили крутящий момент от двигателя, нужно «запустить» автомат.

При смене температуры жидкость в коробке меняет свои свойства, и ей нужно прогреться, чтобы заработать в полную силу. Для этого, после запуска  двигателя, нужно подождать, пока обороты немного спадут, и мотор прогреется. Затем нажать тормоз, и перевести селектор автомата по всем положениям.

Что делать после манипуляций с селектором:

  1. Нажать тормоз. Выставить режим «D».
  2. Когда произойдёт толчок — сигнал о включении передачи, ногу можно отпускать.
  3. Плавно выжать газ на 1/3 и проехать метров 300.

За это время масло пройдёт несколько циклов по коробке автомата и полностью восстановится.

Как управлять педалями

Расположение двух педалей в машине с автоматической коробкой снижает нагрузку на водителя. Требуется меньше концентрации на управлении. Ноги меньше устают. Но нужно знать некоторые особенности работы тормозом и газом в автомате:

  • Газ и тормоз нужно нажимать плавно, чтобы машина успевала реагировать мягко.
  • Переключать режимы автомата нужно с нажатым тормозом.
  • При пробуксовке машины с автоматом давить на газ вредно. Чтобы выбраться, можно попробовать работать педалью как сцеплением на понижающей передаче, медленно вращая колёса.
  • В режиме Drive «поигрывание» газом переключает передачи автомата: если при разгоне утопить газ на 2/3, то двигатель будет раскручиваться на этой передаче, не переключаясь выше. Чтобы снизить передачу, нужно быстро нажать газ и приотпустить.
  • В ручном режиме сброс газа на небольшой скорости переводит гидротрансформатор в режим гидромуфты. Автомобиль тормозит двигателем, что удобно в рваной городской езде — ножной тормоз используется меньше.
  • Резко утапливать газ нужно в режиме «Кик-даун». Автомат в этом случае переключается на 1-2 скорости для обгона. Частое использование режима с агрессивным газом вредит коробке.

Как на машине тронуться с места без вреда для сцепления

Неправильное трогание автомобиля с автоматической коробкой передач  выводит из строя в первую очередь сцепление. В АКПП роль сцепления выполняет гидротрансформатор. Если выжать газ резко «в пол», двигатель увеличит обороты, а электроника автомата в этот момент не успеет среагировать и может заклинить.

Порядок стартования машины с автоматом такой:

  1. Сесть в машину и проверить положение селектора. Должен быть выставлен режим «Р».
  2. Вставить и повернуть ключ в замке зажигания.
  3. Прогреть двигатель до рабочих оборотов.
  4. Нажать ножной тормоз, чтобы разблокировать селектор.
  5. При выжатом тормозе включить режим «D».
  6. Отпустить тормоз. Машина тронется с места.
  7. Плавно нажать на газ для ускорения.

Заключение

Сейчас знают почти все, что набор педалей в автомобилях одинаковый. Педали газа и тормоза в автомате расположены как и в механике: слева — тормоз, справа — газ. Унификация позволяет новичкам быстрее обучаться, а водителям привыкать к управлению новым автомобилем.

Работать по схеме «2 педали = 1 нога» безопаснее, чем «2=2». Но, если водитель ездит только на автомате и уверен в своей координации, тормозить можно и левой ногой. Одновременное втапливание тормоза и газа позволит проверить АКПП на прочность: как быстро сгорит гидротрансформатор и масло, а за ним выйдет из строя вся коробка.

Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru