Тосол пошел в масло причины

Информация

Причины антифриза в масле

Прежде чем приступить к изучению вопроса, как диагностировать неисправность и что делать, чтобы её устранить, рассмотрим основные причины попадания антифриза в масло двигателя. Это в определённой мере поможет нам правильно локализовать поломку, чтобы принять правильное решение о способе минимизации последствий для силового агрегата.

В принципе, таких причин немного:

  • потеря целостности прокладки, разделяющей две основные части мотора: верхнюю (головку блока) и нижнюю (сам блок). В частном случае охлаждающая жидкость при такой неисправности вообще не будет вытекать наружу, то есть при падении уровня тосола визуальный осмотр деталей и подсистем двигателя окажется безрезультатным. Мы уже говорили, что магистраль, по которой циркулирует антифриз, является замкнутой, обособленной и герметичной. Но поскольку мотор состоит из двух частей, а его внутренняя геометрия достаточно сложная, есть по крайней мере один большой стык (между БЦ и ГБЦ), который можно считать потенциальным источником разгерметизации системы охлаждения. Изначально между этими половинками устанавливается в меру мягкая прокладка (изготавливаемая или из тонкого листового металла, или из паронита с армированием и металлическим кантом по периметру), не допускающая ни взаимного проникновения технических жидкостей, ни вытекания их наружу. Повреждение этой прокладки и является одной из основных причин разгерметизации контура охлаждения, и в этом случае антифриз будет попадать в рабочие цилиндры – сферу ответственности моторного масла. причины повреждения прокладки могут быть разными, от прогорания (из-за малейших неточностей при установке прокладки) до нарушения идеально плоской геометрии посадочного места;
  • возникновение дефектов в головке блока. Как правило, такие деформации возникают преимущественно на участке, непосредственно прилегающем к нижней части силового агрегата, то есть к блоку цилиндров. Последствия таких дефектов предсказуемы – ухудшение плотности прилегания к посадочным плоскостям прокладки. При этом она, даже не будучи повреждённой, начнет понемногу пропускать охлаждающую жидкость (по причине её гораздо меньшей вязкости, чем у моторного масла). В этом случае внешних признаков течи однозначно не будет, так что если вы обнаружите течь тосола, локализовать место, где он уходит, быстро не удастся. Если искривление посадочного места минимально, течь будет очень незначительной, и смешивание жидкостей тоже будет постепенным. Это плохо, поскольку последствия такого смешения масла и антифриза будут действовать намного дольше, и мы о них ещё поговорим. Определить такую неисправность можно только методом дефектовки, то есть после разборки ГБЦ;
  • ещё одной причиной, почему тосол попадает в масло, является возникновение дефектов в самом корпусе блока цилиндров. Это могут быть трещины, расположенные на участках циркуляции охлаждающей жидкости, возникающие опять же при перегреве мотора или в результате столкновения автомобиля с препятствием. Данная неисправность считается самой серьёзной, поскольку для её выявления потребуется демонтаж всего двигателя.
Масло в антифризе
Так выглядит масло в охлаждающей жидкости

По приведённым выше причинам чаще всего вовремя заметить потерю герметичности системы охлаждения в районе ГБ/ГБЦ не удаётся. В то же время проблемы, приводящие к смешиванию двух технических жидкостей, циркулирующих по обособленным магистралям, могут быть очень серьёзными. В качестве примера можно привести разгерметизацию СО в районе прокладки теплообменника или уже упоминавшуюся течь из-за пробоя прокладки ГБЦ. В некоторых случаях можно говорить о повреждении масляного радиатора, что тоже приводит к смешиванию тосола и ММ.

Перечислим основные признаки, позволяющие определить, как антифриз попадает в моторное масло:

  • если при проведении процедуры замены тосола вы обнаружили, что во время окончания слива потекла жидкость заметно более тёмного цвета – можно предположить, что это смазочная жидкость, имеющая меньшую плотность и потому поднимающейся в верхнюю часть радиатора. Разумеется, консистенция жидкости тоже изменяется, причём настолько, что она вытекает из сливного отверстия с большим трудом. То есть в спокойном состоянии эти технические жидкости не смешиваются. Имея разные показатели вязкости/плотности, они и ведут себя по-разному, что несложно заметить, если быть наблюдательным и не подозревать о возможной неприятности;
  • ещё один распространённый способ, как определить попадание антифриза в масло – с помощью спичек или зажигалки. Дело в том, что тосол в чистом виде не горит (хотя в его составе есть этиленгликоль, он разбавлен водой в негорючей консистенции). Но если в него попало моторное масло – такую жидкость уже можно поджечь. Именно на этом и основан этот метод. Берем обычную бумажную салфетку, макаем её в антифризе и пробуем пожечь. Если масло в ОЖ присутствует, бумажка непременно вспыхнет, если тосол чистый – ничего не получится. Поскольку этот метод пожароопасен, при его применении следует соблюдать все требования пожарной безопасности и производить эту процедуру на порядочном расстоянии от автомобиля;
  • хотя вязкость масла намного ниже, это не означает, что смешивание всегда происходит в одностороннем порядке, когда антифриз попадает в ММ. Иногда встречается и противоположная ситуация, когда масло проникает в систему охлаждения. В этом случае определить разгерметизацию тоже можно по цвету: смазывающая жидкость должна потемнеть. Особенно это заметно, если она менялась относительно недавно (старое масло темнеет по естественным причинам – из-за загрязнения);
  • один из наиболее простых и очевидных способов определить наличие антифриза в масле – наблюдение за уровнями жидкостей. Если расширительный бачок постепенно пустеет, а на масляном щупе уровень, наоборот, увеличивается – несложно понять, что происходит. Особенно если видимые следы протечки тосола отсутствуют;
  • при попадании охлаждающей жидкости в цилиндры она смешивается с выхлопными газами, переходя при этом в газообразное состояние. Цвет выхлопа при этом изменится на светлый (в норме он вообще практически прозрачный) – это результат присутствия в выхлопе водяного пара. Зимой это неочевидный признак разгерметизации СО, поскольку влага попадает в выхлопную трубу из воздуха, а вот летом такой симптом трудно не заметить;
  • верный признак смешивания технических жидкостей – наличие эмульсии белесоватого оттенка, появившееся в районе маслозаливной горловины, по консистенции напоминающей взбитые сливки – это результат попадания ОЖ в смазывающую жидкость;
  • посмотреть, попадает ли антифриз в масло, можно, выкрутив свечи зажигания. Если электроды окажутся мокрыми, принюхайтесь к ним. Характерный запах тосола – явное свидетельство того, что ОЖ попадает в камеру сгорания;
  • наконец, ухудшение работы силового агрегата и появление троения – ещё один потенциальный симптом загрязнения масла антифризом. Правда, не слишком достоверный – к такому же результатe приводит множество других неисправностей.
Эмульсия в масле
Один из главных признаков – эмульсия в масле

Охлаждающая жидкость представляет собой смесь спирта и дистиллированной воды. Если такая жидкость попадёт в моторное масло, вполне очевидно, что смазывающие свойства последнего в результате разбавления антифризом ухудшатся. Чем больше будет длиться такое смешение, тем хуже ММ будет смазывать трущиеся детали силового агрегата.

Нетрудно предугадать, что последствия попадания антифриза в масло будут далеко не оптимистичными: ускоренный износ деталей мотора приведёт к необходимости выполнения преждевременного капремонта двигателя, сложного и дорогостоящего. Если для обладателей автомобилей с большим пробегом и возрастом «капиталка» – модно сказать, рутинная операция, то необходимость восстанавливать достаточно свежий мотор может оказаться для автовладельца очень неприятной неожиданностью.

Поврежденный двигатель
Последствия попадания масла для двигателя

А теперь перейдём к конкретике.

Если случилась разгерметизация системы охлаждения, при которой ОЖ проникает в цилиндры, а водитель этого не заметил (что вполне вероятно), то при дальнейшей эксплуатации автомобиля довольно скоро в районе мотора начнут раздаваться хорошо различимые стуки. Это – результат износа вкладышей коленвала/распредвала.

Если с масло через цилиндры начал попадать тосол, первыми ухудшение смазочных свойств ММ почувствуют именно вкладыши, которые по существу представляют собой немного видоизменённые высоконагруженные подшипники скольжения. Они имеются как на распределительном, так и на коленчатом валах силового агрегата.

Если выполнить разборку мотора и снять вкладыши, то можно обнаружить, что фрикционный слой на их поверхности практически отсутствует, но зато имеются достаточно глубокие царапины и задиры (выпуклости). Из-за перегрева цвет вкладыша меняется с серого на пятнистый бурый.

Если продолжить исследовать поверхность подшипников под микроскопом, обеспечивающем очень большое (тысячекратное) увеличение, можно заметить на поверхности вкладышей микроскопические белые шарики диаметров порядка 25-35 мкм. Именно эти частички и ответственны за образование царапин: при большой скорости вращения валов они. Как плуг, вгрызаются в поверхность подшипников, оставляя соответствующих размеров борозды и задиры.

При таком агрессивном поведении у фрикционного слоя шансы остаться невредимым стремятся к нулю. Вы спросите, а откуда взялись эти шарики, ведь поначалу их не было? Давайте разбираться.

Согласно данным спектрографических исследований, эти круглые абразивные частицы состоят из смеси серы, фосфора, кальция и других элементов. Хотя это и не металл, твёрдость этих частиц оказывается выше, чем у фрикционного слоя. Так что первым страдает именно он. Со временем шарики, также испытывающие большие нагрузки, уплотняются настолько, что становятся твёрже материала изготовления вкладышей. Вот тогда они принимаются и за сами подшипники, разрушая их поверхность.

Откуда взялись частицы? Оказывается, из присадок, содержащихся во всех современных маслах. Но катализатором для их выпадения в осадок и группирования в большие образования является именно антифриз. Плюс, конечно же, высокая температура.

Что делать если масло попало в антифриз

Выполнение тех или иных ремонтных работ зависит от того, по какой причине появилось масло в бачке антифриза и в целом в системе охлаждения.

  • Повреждение прокладки ГБЦ — наиболее частая и легко решаемая проблема в случае, если имеется моторное масло в антифризе. Решение тут одно — замена прокладки на новую. Процедуру эту выполнить можно самостоятельно, либо обратившись за помощью к мастерам на автосервисе. Важно при этом подобрать прокладку правильной формы и с соответствующими геометрическими размерами. А закручивать крепежные болты нужно, во-первых, в определенной последовательности (схема указывается в технической документации к автомобилю), а во-вторых, с помощью динамометрического ключа с тем, чтобы строго выдержать рекомендуемые моменты затяжки.
  • Если повреждена головка блока цилиндров (ее нижняя плоскость), то тут возможны два варианта. Первый (более трудозатратный) заключается в том, чтобы проточить ее на соответствующем станке. В некоторых случаях трещину можно заделать высокотемпературными эпоксидными смолами, снять фаску, зачистить поверхность шлифовальным кругом (на станке). Второй путь состоит в полной замене ГБЦ на новую.
  • В случае, если на гильзе цилиндров имеет место микротрещина, то это достаточно сложный случай. Так, для устранения этой неисправности необходимо обратиться за помощью в автосервис, где имеются соответствующие станки, с помощью которых можно попробовать восстановить работоспособность блока цилиндров. В частности, блок растачивается, и устанавливаются новые гильзы. Однако зачастую блок меняют целиком.
  • Если проблемы с теплообменником или его прокладкой, то необходимо демонтировать его. Если проблема в прокладке, то необходимо ее заменить. Разгерметизировался сам маслоохладитель — можно попытаться его запаять либо заменить на новый. Отремонтированный теплообменник перед установкой обязательно нужно промыть дистиллированной водой или специальными средствами. Однако в большинстве случаев ремонт теплообменника невозможен по причине очень малого размера трещины и сложности конструкции устройства. Поэтому его меняют на новый. Проверку теплообменника можно выполнить с помощью воздушного компрессора. Для этого одно из отверстий (входное или выходное) глушат, а ко второму подключают воздушную магистраль от компрессора. После этого теплообменник помещают в резервуар с теплой (важно !!!, разогретой где-то до 90 градусов по Цельсию)водой. В таких условиях алюминий, из которого сделан теплообменник расширяется, и из трещины (если она есть) пойдут пузырьки воздуха.

Когда причина поломки выяснена и устранена, не забывайте о том, что нужно обязательно заменить антифриз, а также выполнить промывку системы охлаждения. Её необходимо проводить по стандартному алгоритму и с использованием специальных или подручных средств. В случае, если произошел взаимный обмен жидкостями, и в моторное масло также попал антифриз, то нужно выполнить и замену масла с предварительной очисткой масляной системы двигателя.

Промывка системы охлаждения после того как в нее попало моторное масло, является обязательным мероприятием и если пренебречь промыванием эмульсии, а лишь залить свежий антифриз, то это сильно повлияет на его строк службы и функционирование.

Перед промывкой старый испорченный антифриз необходимо слить из системы. Вместо него можно воспользоваться специальными фабричными средствами для промывки систем охлаждения либо так называемыми народными. В последнем случае лучше всего воспользоваться лимонной кислотой либо же молочной сывороткой. Водный раствор на основе этих средств заливают в систему охлаждения и катаются несколько десятков километров.

Заключение

Масло в антифризе

Использовать машину, в систему охлаждения которой попало масло, можно лишь в самых крайних случаях, например, чтобы доехать до автосервиса. Ремонтные же работы нужно выполнять как можно раньше с выявлением причины и ее устранением. Использование автомобиля, у которой происходит взаимное смешивание моторного масла и охлаждающей жидкости в долгосрочной перспективе чревато очень сложными и дорогостоящими ремонтами. Так что если заметили масло в антифризе — бейте тревогу и готовьтесь к затратам.

Какие действия предпринять, если антифриз смешался с моторным маслом? Ответ на этот вопрос зависит от причины, вызвавшей эту неисправность. Перечислим действия в том же порядке, в котором выше были перечислены указанные причины.

  • Выход из строя прокладки ГБЦ. В данном случае необходимо заменить непосредственно прокладку. Для этого нужно демонтировать головку блока. При монтаже важно соблюдать осторожность, чтобы аккуратно уложить прокладку на ее посадочное место. Второй важный нюанс заключается в том, что очень желательно пользоваться динамометрическим ключом при затяжке крепежных болтов. Нельзя затягивать их «на глаз», поскольку велик риск превысить момент затяжки, что приведет к повреждению прокладки и преждевременному выходу ее из строя. Значение зажимных моментов и последовательность затяжки болтов приведена в технической документации руководства по ремонту конкретной модели автомобиля.
  • Нарушение геометрии головки блока. В частности, в результате перегрева или других механических повреждений изредка ГБЦ может «повести», то есть, деформируется ее нижняя плоскость. Решение данной проблемы состоит в протачивании головки на специальных станках, в частности, опрессовывать и/или фрезеровать (шлифовать). Делать это нужно только в специализированных мастерских. После выполнения ремонтных работ обязательно выполняется проверка ее герметичности (наличие трещин).
  • Повреждение теплообменника и/или его прокладки. Чаще всего выходит из строя именно прокладка по причине ее естественного износа. Единственным выходом в данном случае будет замена этого элемента. В случае, если поврежден именно теплообменник, его можно попытаться отремонтировать (запаять), однако это не всегда возможно. Соответственно, если он не подлежит ремонту — его следует заменить на новый.
  • Неправильное подключение магистрали системы охлаждения. В данном случае имеет смысл проверить правильность подключения патрубков, а также прокладок (в частности, прокладки коллектора).
  • Повреждение блока цилиндров. Это достаточно сложный случай, и для устранения неисправности нужно демонтировать блок. Ремонтные работы выполняются на автосервисе, где блок растачивается, и в него устанавливаются новые гильзы. В самом сложном случае блок цилиндров меняется целиком.
  • Посторонние течи. В некоторых случаях имеют место течи антифриза на патрубках и/или в местах различных соединений. Например, на датчике температуры (в частности, актуально для некоторых моделей Opel, на трубке подвода жидкости к печке). Подобные течи лучше диагностировать при работе двигателя на повышенных оборотах, поскольку в таких условиях антифриз вытекает при избыточном давлении, а значит, проще заметить место течи.

Вне зависимости от того, по какой причине антифриз попал в масло (или наоборот), после устранения причин и выполнения соответствующих ремонтов обязательно нужно поменять масло в двигателе, а также заменить охлаждающую жидкость. А перед тем выполнить промывку системы охлаждения и двигателя.

Промывку двигателя нужно начать с того, что удалить из него старое масло, в котором имеется некоторое количество антифриза. Затем вместо него залить специальное промывочное масло. У разных производителей имеются свои подобные составы, поэтому рекламировать их не имеет смысла. Либо же попросту взять несколько канистр самого дешевого моторного масла (все равно его придется сливать через 100 км), также можно и фильтр масляный самый доступный взять.

Часто при промывке масляной системы от эмульсии используют специальные промывки масляной системы либо даже солярку (она отлично со сгущенкой из масла и жидкости). Но после таких средство все равно стоит воспользоватся промывочным маслом.

Замена ГБЦ

Прежде всего определите точную причину, а затем уже решайте, что делать дальше. В большинстве случаев достаточно заменить прокладку на новую, предварительно осмотрев детали двигателя. Если головка блока в хорошем состоянии, без видимых трещин и раковин, то ремонт будет недорогим. А при явных дефектах придется заменить «уставшую» часть двигателя.

После устранения коренной причины предстоит полная промывка системы охлаждения и смазки. Придется разобрать все патрубки и прочистить каналы. Процедура эта достаточно трудоемкая, потому что смесь тосола и масла трудно смывается с деталей. После физической чистки всех доступных мест, заливают специальные промывочные жидкости, с помощью которых система очищается от всевозможных загрязнений.

Отметим, что езда на таком масле вполне способна привести к быстрому износу и капремонту ДВС. Если для старых моторов «капиталка» является прогнозируемой и вполне ожидаемой процедурой, то необходимость полностью ремонтировать относительно новый мотор может стать для водителя полной неожиданностью.

Так вот, если антифриз попал в двигатель, при этом агрегат эксплуатируется дальше в штатном режиме, тогда в таком двигателе может появиться стук, причем очень быстро. Обычно  стучать начинают вкладыши коленчатого вала и распредвала. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

Итак, если по каналам системы смазки начинает циркулировать масло, смешанное с антифризом, первыми начинают страдать нагруженные подшипники скольжения, более известные как вкладыши. Если точнее, речь идет о вкладышах коленвала и распредвала. На поверхности вкладышей образуются задиры, в результате чего появляется стук.

  • После разборки двигателей с такими повреждениями можно увидеть, что на вкладышах буквально стерт фрикционный слой, а металлическая поверхность покрыта царапинами-задирами. Гладкая и блестящая поверхность вкладыша из привычного серого цвета превращается в бурую, покрытую пятнами и царапинами. Вполне логичным является вопрос, почему так произошло.
Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru