Почему высокие обороты двигателя на холостом ходу

Информация

От чего зависят

Такой режим, когда мотор работает на холостых, требуется для того, чтобы поддерживать процессы сжигания топливовоздушной смеси при минимальном уровне. Это позволяет двигателю работать и не глохнуть.

В зависимости от типа двигателя, его мощности и прочих характеристик, показатели нормального ХХ могут отличаться. Также на это непосредственно влияет температура мотора.

У многих автомобилистов порой возникает закономерный вопрос относительно того, какими должны быть холостые обороты на моторе его машины. Тут закономерно будет заглянуть в инструкции и техническую документацию, прилагаемую к вашему авто.

Если при ХХ наблюдается повышенное число оборотов, игнорировать такое явление не стоит. Это создаёт дополнительную нагрузку на двигатель, а также способствует более активному расходу топлива. Учитывая нынешние цены на горючее, впустую тратить драгоценный бензин или дизтопливо никто не захочет.

Обороты двигателя при ХХ поддаются регулировке. Сделать это можно своими руками, либо же привлечь специалистов соответствующего профиля. Для регулировки в машине предусмотрено несколько узлов и соответствующих систем. К ним относят:

  • топливную систему;
  • датчики;
  • клапан, отвечающий за ХХ;
  • дроссельную заслонку;
  • педаль газа.

Чтобы восстановить нормальные обороты для своего двигателя на авто при его нестабильной работе на холостом ходу, важно учесть, какая именно топливная система используется на авто. Это может быть инжекторная или же устаревшая карбюраторная система. Для них существуют специальные рекомендации по регулировке.

Карбюратор и инжектор являются узлами или агрегатами, где происходит смешивание топлива с воздухом, что позволяет создать так называемую топливовоздушную смесь. Дополнительно здесь присутствует топливная помпа и регулятор давления. Вся система питания ДВС контролируется различными специальными датчиками.

Датчик холостого хода

Также на число оборотов непосредственно влияет текущее положение заслонки дросселя. За счёт неё регулируется подача воздуха в цилиндры двигателя. Обороты повышаются и уменьшаются за счёт нажатия педали газа. Это соответственно открывает и закрывает заслонку.

Порой водители замечают, как двигатель теряет прежнюю стабильность при работе в режиме холостых оборотов. Такое происходит из-за загрязнения узлов или каких-то неполадок в системе. Загрязнения образуются из-за отработанного моторного смазочного масла, примесей, которые не задерживает фильтр, воды или сажи. Не стоит забывать и о рисках окисления контактов и нарушения целостности проводов в системе зажигания.

Карбюраторные двигатели

Здесь абсолютное большинство причин кроется в самом дозирующем устройстве. Высокие обороты холостого хода в этом случае обусловлены:

  1. Неправильной настройкой холостого хода. Необходимо с помощью соответствующих винтов отрегулировать состав смеси, подаваемой в карбюратор.
  2. Заклинившей воздушной заслонкой: если она не открывается полностью, воздуха в цилиндры будет поступать мало.
  3. Заслонкой 1-й камеры. Она может закрываться не полностью из-за механического дефекта или неверно отрегулированного привода.
  4. Слишком высоким уровнем топлива в поплавковой камере карбюратор

Система зажигания

Причина плавающих оборотов может крыться в поврежденной крышке распределителя зажигания, высоковольтных проводах или свечах. Эти элементы стоит проверить и при необходимости заменить.

В случае с моторами карбюраторного типа неисправности могут быть связаны с:

  • нарушением регулировок карбюратора;
  • подсосом воздуха через шланги;
  • нарушением проводки;
  • неисправностями клапанов ХХ;
  • загрязнением фильтра;
  • проблемами в системе зажигания.

В подавляющем большинстве случаев при повышенных оборотах на карбюраторных вариантах двигателей причину следует искать в неисправностях и неполадках дозирующего устройства.

Карбюраторный двигатель Шевроле Камаро в сборе

В случае повышенных оборотов на холостом ходу вам потребуется проверить регулировку, убедиться в целостности проводки и клапана, заменить старый воздушный фильтр при его сильном загрязнении.

Если говорить о том, как можно самостоятельно отрегулировать нарушенные или сбитые обороты холостого хода, то регулировка предусматривает проведение элементарных мероприятий. Вам нужно сделать следующее:

  • демонтировать карбюраторный узел, что делается сравнительно просто;
  • проверить состояние всех шлангов и патрубков;
  • заменить при необходимости шланги и прокладки;
  • поменять хомуты.

Рекомендуется проверить положение заслонки в первой камере карбюраторного мотора. Дело всё в том, что порой эта заслонка закрывается не полностью. Это объясняется дефектами заслонки или же неправильной регулировкой её привода.

Аналогично на карбюраторах не всегда полностью открывается воздушная заслонка. Её следует проверить, отрегулировать. А в случае дефекта или повреждения придётся заменить.

Загрязнение карбюратора считается частой причиной повышенных холостых оборотов. Потому владельцы таких машин должны периодически проводить чистку узла. Некоторые делают это самостоятельно, другие обращаются за помощью к специалистам. Проверка шлангов осуществляется путём их пережатия, когда двигатель работает.

Выполняя регулировку, обязательно прислушивайтесь к тому, как работает мотор. Если после очередной манипуляции вы слышите, что обороты начинают меняться, вам удалось отыскать источник проблем. То есть вы пережали тот шланг, из-за которого обороты выросло.

Когда рвутся и изнашиваются прокладки, хомуты недостаточно плотно прилегают к своим посадочным местам, это приводит к проникновению воздуха в двигатель. Тем самым начинают увеличиваться обороты.

При восстановлении всех элементов, которые могли выйти из строя и привести к нарушению числа оборотов в режиме холостого хода, следует воспользоваться регулировочными винтами качества и количества. Именно они позволяют вернуть обороты к нормальным параметрам.

Процедура состоит из нескольких последовательных шагов. Основную роль здесь играют 2 винта. Это винт регулировки количества оборотов при ХХ, а также регулировочный винт качества смеси при ХХ.

  1. Сначала запустите свой карбюраторный мотор, прогрейте его до необходимой рабочей температуры, которая составляет обычно около 80 градусов Цельсия. При это карбюраторная заслонка должна находиться в полностью открытом положении.
  2. До конца закрутите винт качества, после чего начинайте крутить его обратно примерно на 2-2,5 оборота. Буквально на 1,5 или 2 оборота прокрутите винт количества.
  3. Крутите винт качества в различных направлениях, чтобы добиться максимальных показателей оборотов мотора, оставляя неизменным текущее открытое положение заслонки.
  4. Теперь возьмитесь за упорный винт заслонки дросселя, установив с его помощью стабильные, но минимальные обороты. Повторите процедуру 3-4 раза. Важно найти наиболее оптимальное положение для винтов, чтобы подавалось нужное количество и качество топливной смеси для экономичной работы мотора.
  5. Проверка регулировка осуществляется резкими открытиями и закрытиями заслонки дросселя. Если мотор при этом работает нормально и стабильно, вы всё сделали верно.
  6. В случае возникновения перебоев нужно до упора прокрутить винт качества. Выполните настройку минимальных оборотов с помощью этого винта по аналогии с предыдущим винтом количества.

Бывает так, что при вращении винта качества до предела ломается заглушка ограничитель. Если это произошло, не переживайте. Нужно лишь приобрести новую такую деталь, и установить её на место старой заглушки.

Завершив регулировку с помощью винтов, вы должны добиться заводских значений. Потому всегда опирайтесь на инструкции производителя, выполняя все требования и соблюдая предусмотренные автозаводом параметры холостого хода. Если этого не сделать, работа мотора нарушится, и он может в результате выйти из строя.

Есть несколько причин для повышенных оборотов на холостом ходу в случае с инжекторными двигателями. При этом инжекторы не позволяют механическим способом менять количество оборотов, как на карбюраторных ДВС с помощью соответствующих винтов.

Внешний вид инжекторного двигателя автомобиля

Данные об оборотах заложены в программу бортового компьютера. Потому для их изменения придётся перепрошить ЭБУ и в частности систему, которая отвечает за холостой ход и управление им. Сделать это можно исключительно на специализированных СТО при помощи профессионального оборудования. Любые попытки самостоятельно влезть в настройки ЭБУ могут плохо кончиться.

Перед тем как попытаться отрегулировать на своём двигателе повышенные обороты холостого хода, следует выяснить причину возникновения подобных явлений. Сама регулировка осуществляется в зависимости от того, с чем связано увеличение числа оборотов в режиме ХХ.

Здесь речь идёт о датчике регулировки на двигателе холостого хода. Как вы уже знаете, регулировка на карбюраторах осуществляется при помощи двух винтов, а сам датчик такого типа на подобных моторах отсутствует.

Но в случае с инжектором всё совершенно иначе и даже наоборот. Для регулировки используется соответствующий датчик. Но не позволяет что-то менять или регулировать. Фактически суть восстановления нормальных оборотов ХХ заключается в том, чтобы снять датчик, проверить его текущее состояние, зачистить контакты и посадочное гнездо и попробовать установить на место. Если датчик полностью вышел из строя, единственным решением будет замена.

Найти этот датчик не сложно. На инжекторах его устанавливают непосредственно на корпусе заслонки дросселя. Крепление осуществляется парой винтов. Лишь когда винты рассверлены, приходится демонтировать весь корпус заслонки.

Следующим идёт датчик, контролирующий текущее положение заслонки дросселя. Если внутрь камеры сгорания поступает некорректное количество воздуха, ЭБУ может начать повышать обороты в режиме холостого хода силовой установки.

Если потенциальной причиной неисправности выступает этот датчик, его следует проверить. Для диагностики используется универсальный мультиметр, либо же осциллограф. При выявлении неисправности датчика он подлежит замене.

Заслонка

На инжекторах порой происходит заклинивание дроссельной заслонки. Если такое случается, внутрь двигателя начнёт поступать чрезмерный объём воздуха. Тем самым блок управления будет пытаться компенсировать избыток воздуха подачей большего количества топлива. Отсюда появляется повышенный расход даже в условиях работы двигателя в режиме холостых оборотов.

Дроссельная заслонка
Внешний вид дроссельной заслонки

Для устранения неисправности придётся демонтировать дроссельный узел. С помощью специальных средств можно промыть заслонку. Нет гарантии, что простая промывка решит возникшую проблему. Если очистка узла не изменила ситуацию, и дроссель снова заклинил, придётся менять его. Такой элемент стоит достаточно дорого, потому следует приготовиться к затратам.

В каждом инжекторном двигателе присутствует специальный датчик, который контролирует текущую температуру двигателя, и передаёт соответствующую информацию на блок управления. Если контроллер выходит из строя, это приводит к различным побочным эффектам, включая повышенные обороты ХХ.

Температурный датчик можно отнести к достаточно уязвимым компонентам инжекторного двигателя. Это легко объяснить постоянными перепадами температур в месте, где расположен элемент.

Используя тот же осциллограф или мультиметр, стоит проверить датчик на предмет его исправности. Не исключено, что нарушились контакты или произошёл обрыв в проводке. Тогда менять весь датчик не придётся. Но если диагностика показала, что устройство восстановлению не подлежит, его следует заменить. После этого не забудьте сбросить ошибки в ЭБУ, иначе управляющий блок продолжит перерасходовать топливо, получая некорректную информацию от датчика.

Коллектор

Весьма распространённым результатом эксплуатации автомобиля становится деформация впускного коллектора или же износ его прокладки. Если в двигателе наблюдается повышение оборотов в режиме холостого хода, есть вероятность образования подсоса воздуха через коллектор.

Впускной коллектор ВАЗ инжектор
Крепление впускного коллектора ВАЗ

Проблема устранения неисправности заключается в сложности проведения демонтажных работ. Фактически на коллекторе располагается вся система топливного впрыска автомобильного двигателя и ещё несколько дополнительных систем.

Карбюраторный двигатель Шевроле Камаро

При демонтаже внимательно изучите состояние прокладки, поскольку при её повреждении будут возникать проблемы не только с повышенными оборотами, но также ряд других неисправностей. Повреждение и деформация приводит к увеличению объёма воздуха, который поступает внутрь камеры сгорания.

Если дело в прокладке, её следует просто заменить. При деформации самого коллектора можно попробовать отшлифовать поверхность до идеально ровного состояния. В автосервисах имеются соответствующие станки для такой работы. Некоторым удаётся решить проблему в гаражных условиях своими руками, применяя специальные шлифовальные камни. Но далеко не всегда стоит рассчитывать на успех. Не исключено, что коллектор придётся менять полностью.

Как регулируются обороты

Теперь стоит затронуть тему того, как можно отрегулировать на двигателе завышенные обороты холостого хода.

Регулятор холостого хода
Замена клапана холостого хода

Не забывайте, что при запуске автомобильный двигатель изначально непродолжительное время может работать при несколько повышенных оборотах в холостом режиме. Когда мотор прогревается, обороты падают и достигают своих нормальных значений. Предварительно стоит узнать, что именно считается нормой конкретно для вашего силового агрегата.

Если же после прогрева число оборотов не падает, это говорит о наличии той или иной неисправности. Её необходимо отыскать и устранить. Тут следует во многом отталкиваться от типа используемого двигателя.

Когда двигатель прогрелся, но обороты всё равно не падают, это считается уже ненормальным состоянием. Следует обязательно определить, почему на холостом ходу показатели не возвращаются в норму и в чём причина таких высоких оборотов двигателя.

Некоторые игнорируют этот совет, что является большой ошибкой. Если оставить двигатель в таком состоянии, который будет постоянно интенсивно работать при ХХ, начнёт повышаться температура ДВС. За этим последует перегрев двигателя и возможный прогиб головки блока цилиндров. Плюс постепенно начнётся образование выработки трущихся деталей. Ресурс мотора сократится, вы своими руками приблизите капитальный ремонт или отправку двигателя на заслуженный отдых куда-нибудь на свалку.

Выделяют несколько основных причин повышения оборотов. Они связаны с нарушениями и неполадками в:

  • датчике регулятора ХХ;
  • датчике положения заслонки дросселя;
  • самой дроссельной заслонке;
  • температурном датчике;
  • ЭБУ;
  • впускном коллекторе, где образовался подсос воздуха.

Важно заметить, что на карбюраторных моторах можно физически отрегулировать холостой ход. Что нельзя сделать в случае с инжекторным силовым агрегатом. Но зато можно устранить причины повышения оборотов при ХХ. Это разные понятия, о чём не стоит забывать.

Инжектор

Здесь всё гораздо сложнее: работа инжекторного двигателя связана с множеством датчиков, ЭБУ и другими элементами силового агрегата, в частности, топливной системы. Но обо всём по порядку.

Если это устройство неисправно, мотор может глохнуть на холостом ходу, либо его обороты будут плавать, совершая скачки примерно в диапазоне 600-1200 об/мин. Поэтому необходимо убедиться в работоспособности устройства. Сделать это можно при помощи мультиметра. Ход действий:

  1. Cначала измерьте напряжение питания на паре крайних колодках А и D. Для этого черный щуп прибора приставьте к массе (любой неокрашенной металлической части кузова авто), а красный к указанным клеммам по очереди. При включенном зажигании должно быть 12 В. Если это не так, проверьте напряжение на выводах ЭБУ (для ВАЗ 2110 это контакты 4 и 54). Если тут 12 В есть, ищите обрыв в проводке.
  2. Поставьте тестер в режим омметра. Сопротивление между выводами А и В, C и D: должно быть 40-80 Ом.
  3. Проверьте электродвигатель на замыкание. Для этого измерьте сопротивление между A и D, B и C: стрелка прибора должна стремиться к бесконечности.

Т. е. датчик положения дроссельной заслонки, отвечающий за количество топлива, смешивающегося с воздухом. Если подача горючего будет производиться неправильно, ЭБУ автоматически даст команду и число оборотов на холостом ходу повысится. Поэтому необходимо проверить ДПДЗ:

  1. Отщелкните колодку, подходящую к датчику: увидите 3 контакта: для управляющего сигнала, питания и массы.
  2. Пустите двигатель и измерьте напряжение на клемме питания: должно быть примерно 5 В.
  3. Заглушите мотор и переведите тестер в режим измерения сопротивления (дроссельная заслонка закрыта). Измерьте его между массой и сигнальным контактом: должно быть 0,8-1,2 кОма. При закрытой заслонке значение составляет 2,3-2,7 кОма.
Оцените статью
Avtomobil-Vaz.ru