Принцип работы регулятора холостого хода
На Ниве 2123 регулятор холостого хода выполнен в виде маленького электропривода с пружиной и штоком, имеющим окончание в виде иглы, которые заключены в одном корпусе. Крепиться РХХ на корпусе дроссельного узла. Датчик начинает работу во время поворота ключа в замке зажигание. В этот момент шток упирается в специальное отверстие, чтобы считать необходимые шаги, после чего клапан уходит в изначальное положение.
Существует несколько способов проверки датчика холостого хода на Chevrolet Niva – 2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации.
Рассмотрим некоторые из них.
• Ставим автомобиль на ручник или устанавливаем противооткатники, чтобы он не покатился;
• Отключаем датчик от колодки проводов;
• Проверяем наличие напряжения обычным вольтметром: минусовой щуп — на двигатель, плюсовой — на выводы соединительной колодки, провода А и D.
• Включаем зажигание и анализируем получаемые измерения. Рабочее напряжение должно быть не менее 12 В. Если меньше, то возможна проблема с зарядом аккумулятора.
• В случае отсутствия напряжения (обрыв цепи), проверяем электронный блок управления и всю цепь.
• Измерение сопротивления цепи. Поочередно анализируем выводы А и B, C и D — исправный датчик выдаст 53 Ома.
• Замеряем Омы в парах В и С, А и D — сопротивление при правильной работе РХХ будет бесконечно велико.
Очень важно чтобы топливо и воздух были в . Поскольку при отклонениях того или иного показателя, процесс горения будет не совершенным или же будет вообще отсутствовать. Главной задачей регулятора холостого хода является регулировка подачи количества воздуха в момент нахождения в режиме холостого хода. Подача происходит не через дроссельную заслонку, так как она открывается в момент воздействия на педаль газа.
Регулятор холостого хода состоит из шагового электродвигателя, а также из подпружиненной конусной иглы. Для того, чтобы регулировать количество воздуха при работе автомобиля на холостом ходу необходимо с помощью регулятора изменять сечение в проходном канале. Одновременно с РХХ происходит работа специального датчика, который производит учет количества воздуха. В свою очередь контроллер производит подачу горючего.
Наверное, большинство людей, не посвященных в тонкости работы автомобиля, при упоминании словосочетания «холостой ход» думают, что это самый простой и легкий режим работы автомобиля, но это далеко не так. Данный режим является для двигателя самым утомительным, поскольку очень тяжело работать при небольших оборотах. И на это есть свои причины:
• необходимо приложить усилия для того, чтобы нагреть холодное топливо до нужной температуры, поскольку с топливом не правильной кондиции автомобиль не может работать полноценно;
• КПД очень низкий и происходит достаточно сильный износ деталей двигателя. Это обуславливается тем, что давление между коллекторами впускного и выпускного типа слишком разное, а это значит, что продукты, которые образовываются в процессе сгорания, опять попадают в середину цилиндров;
• выхлопные газы имеют в своем составе огромное количество углекислого газа
Причиной, вышеуказанным процессам, является маленькая скорость подачи топлива, обогащенного воздухом, в выпускную систему. В результате этого реакция смешивания происходит на недостаточном уровне и значительно снижается уровень эффективности. Конечно, при правильной регулировке РХХ будет работать очень долго, но зачастую неисправности в работе данного устройства не являются редкостью. Чаще всего во всем виновата плохая проводка. Достаточно большую популярность заслужила установка РХХ механического образца.
Существует много причин, которые могли привести к данной неисправности. Не стоит терять много времени на догадки, а нужно как можно быстрее устранить неисправность. Ведь длительная эксплуатация автомобиля с ней может привести к более серьезным проблемам с двигателем. Выделяют две, самые распространенные, причины появления неисправностей:
• износ направляющей иглы;
• обрыв контактов в середине корпуса датчика.
Для того, чтобы демонтировать регулятор холостого хода, вам потребуются некоторые инструменты, такие как головка на «13», крестообразную отвёртку и плоскогубцы.
. Первым делом обеспечиваем автомобилю стоянку на ровной поверхности, ставим её на ручник и при необходимости устанавливаем противооткатные упоры.
. Далее, открываем капот, отключаем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
. Следующим шагом будет, выкручивание гаек крепления и демонтажа шпилек с ресивера от дроссельной заслонки. Обратите внимание, что отсоединять патрубки адсорбера, охлаждающей жидкости и вентиляции картера нет необходимости.
. Затем отключаем разъём с проводами от РХХ.
. Воспользовавшись крестовой отвёрткой, выкручиваем винты, которые фиксируют регулятор на дроссельной заслонке.
. Когда два винта выкручены, и устройство ничего не держит, можно доставать его с посадочного места, и вместе с ним достаём резиновое уплотнительное кольцо. Обратите внимание, что если кольца не будет на корпусе РХХ, оно может остаться в «колодце» заслонки.
. Перед тем как приступить непосредственно к установке, очищаем посадочное место на заслонке и одеваем новое кольцо на регулятор.
. При необходимости, кольцо можно смазать небольшим количеством моторного масла, для того, чтобы оно лучше село на место.
. Далее, закручиваем фиксирующие болты, и производим установку в порядке обратном снятию.